Люксембургский холдинг ABH Holdings, владеющий в России Альфа-банком и "Альфа Страхованием", выходит и из других активов в стране. В начале марта стало известно, что совладельцы банка Михаил Фридман и Петр Авен собираются продать свои доли в нем. Но только банком уход не ограничится: миллиардеры выйдут и из других российских активов.
В распоряжении Би-би-си есть заявление члена совета директоров люксембургского холдинга ABH Эндрю Бакстера о готовящемся выходе из российских активов.
Люксембургская ABH Holdings владеет Альфа-банком и "Альфа Страхованием". О продаже Альфа-банка было известно с начала марта. Теперь Фридман и его партнеры готовятся и к продаже страхового бизнеса.
"Сейчас согласовываем с европейскими регуляторами сделку по продаже российского банка и подход к другим сделкам: продажа, редомициляция [переезд компании из одной юрисдикции в другую] или реструктуризация с выделением бизнеса", - говорится в заявлении Бакстера.
В марте о планах вывести все российские активы из "недружественной" юрисдикции рассказывал Би-би-си собеседник, близкий к Фридману.
Собеседник Би-би-си в руководстве "Альфа-групп" эти планы подтвердил.
"Сейчас невозможно вести бизнес и здесь, и там. Мы ждали, что "железный занавес" закроется с нашей стороны, но он более плотно закрылся с той стороны, поэтому бизнес вести и в России, и на Западе невозможно", - пояснил решение собеседник Би-би-си.
Он добавил: "Все компании "Альфа-групп" идут по дороге редомициляции. Процесс непростой и небыстрый, он связан с бюрократическими препятствиями - как с внутренними, так и с внешними. Но мы идем по этой дороге, и активы будут редомицилироваться".
На этой неделе было опубликовано расследование проекта "Схемы" украинской службы "Радио Свободы" в нем утверждается, что "Альфа Страхование" страхует российскую военную технику.
Для Фридмана и Авена это может оказаться болезненным: миллиардеры добиваются снятия санкций.
Бакстер подчеркнул, что, в соответствии с европейским законодательством, акционеры холдинга, которые находятся под санкциями ЕС, не могут распоряжаться своими долями, так как они заморожены. Кроме того, люксембургская компания никак не участвует в управлении российскими активами.
Банк в обмен на санкции
Фридман и его партнер Авен покинули Россию сразу после начала войны с Украиной. Тем не менее, они оказались в санкционных списках Великобритании и ЕС.
Оба бизнесмена активно добиваются снятия с себя санкций. Как писала Financial Times, они готовы буквально на все ради этого.
Фридман живет в Лондоне и последовательно отрицает любые близкие связи с Кремлем. В 2019 году Forbes называл его богатейшим жителем Лондона (его состояние журнал оценивал в $15 млрд).
После введения санкций правительство Великобритании выделило бизнесмену определенную сумму на расходы - например, на такси и покупку еды. В интервью газете El Pais в конце марта 2022 он жаловался, что выделенная ему сумма "очень ограниченная" с учетом стоимости жизни в Лондоне.
СМИ также писали о расследовании британских властей в отношении Фридмана и даже о задержании в Лондоне 58-летнего мужчины. Государственное агентство ТАСС писало, что это Фридман, но представитель Альфа-банка отрицал это.
В начале апреля этого года Financial Times сообщила со ссылкой на источники, что Национальное агентство по борьбе с преступностью, которое и поручило провести обыск в доме Фридмана, прекратило расследование в отношении бизнесмена по подозрению в заговоре с целью обмана и дачи ложных показаний. По данным издания, агентство все еще расследовало предполагаемые преступления в сфере отмывания денег.
Продажу Альфа-банка связывают как раз с попыткой выйти из-под санкции.
Фридман, Авен и их партнеры создали банк в начале 1990-х годов. Сейчас это самый крупный частный банк в России. Как пишет Financial Times, бизнесмены получили сигнал о том, что продажа банка поможет им выйти из санкционных списков.
Сумма сделки, как утверждала FT, составляла "всего $2,3 млрд". Это в несколько раз ниже довоенной цены банка. Покупателем, по данным газеты, должен был стать Андрей Косогов - давний деловой партнер Фридмана и Авена. Он подтвердил газете готовящуюся сделку.