За последние полтора года жизнь жителей Латвии стала значительно дороже. В прошлом году произошел резкий рост цен на энергоносители, за которым последовал кризис цен на продовольствие; теперь пришло время выплат по ипотеке.
Депутаты Сейма поручили Министерству финансов разработать закон, который заставит банки снизить процентные ставки вдвое. На столь радикальные методы кредитные учреждения отвечают угрозой вообще прекратить кредитование.
"В среднем в странах первоначальный процент риска 0,8, 0,9, 1%; мы начинаем с 1,5%. Далее ситуация такова, что некоторые коммерческие банки ввели государственный риск - 0,4%, что не имеет никакого основания. Мы являемся членами всех организаций безопасности и международных организаций - ОЭСР, Евросоюза, НАТО", - говорит председатель бюджетно-финансовой комиссии Сейма Янис Рейрс.
По словам президента Банка Латвии Мартиньша Казакса, расчет компонента риска не был навязан регулятором - это политика самих банков. "Конечно, есть определенные отголоски кризиса 2008 года, и это тоже входит в модели риска. Наш анализ показывает, что бывают случаи, когда рынок все еще фрагментирован, конкуренция недостаточна, и это позволяет поддерживать такие добавленные ставки. Очевидно, что эти модели риска являются одним из факторов. Ведь экономика Латвии тоже существенно изменилась с точки зрения рисков. Мы являемся частью еврозоны, а это означает, что финансовые потоки более доступны даже в кризисных ситуациях, чем это было, например, во время кризиса 2008 года", - говорит Казакс.
Если Сейм решит принудительно регулировать цены банковских кредитов, Ассоциация финансовой отрасли предупреждает, что некоторые кредитные учреждения прекратят выдачу новых кредитов, а есть и такие, кто может вообще уйти с рынка.
На этой неделе распоряжением Кабмина создана рабочая группа, которая предложит свое решение для помощи ипотечным заемщикам. Судя по настроениям, радикальное решение, инициированное Рейрсом, не получит широкой поддержки. Однако ситуация может измениться, поскольку эксперты не исключают, что этой зимой стагнация может перерасти в рецессию. В этом случае усилится и общественное давление.