Следователи установили, что правительство Франции было в курсе манипуляций.
Швейцарский производитель бутилированной воды Nestlé Waters оказался в центре скандала во Франции из-за применения незаконных методов очистки родниковой воды. Прокуратура начала расследование по результатам санитарной проверки, подтвердившей факт незаконной обработки. На долю Nestlé во Франции приходится треть рынка сбыта.
Суть скандала, развернувшегося во Франции в конце января вокруг мирового лидера по производству минеральной воды, не имеет ничего общего с проблемами санитарии. Это — проблема маркетинга и защиты интересов потребителя. После многолетних санитарных проверок Nestlé была вынуждена признать, что использовала дополнительное фильтрование и обеззараживание родниковой воды по той же технологии, которая применяется при обработке водопроводной воды. При этом цена бутылочной воды Nestlé в 100 раз превышает цену литра водопроводной, а реклама компании гласит, что вода марок Nestle в бутылках «чище», «полезнее» и «лучше» любой иной.
Обвинение швейцарской транснациональной корпорации в нарушении закона объясняется несоблюдением уже переложенной во французское законодательство европейской директивы 2009 года. Этот текст требует гарантировать, что «на этапе маркетинга природные минеральные воды будут сохранять характеристики, которые послужили основанием для их признания таковыми». То есть, вода должна содержать микроэлементы, минералы и микрофлору, служившие критерием при причислении источников к категории минеральных. Эта директива обязывает также производителя информировать потребителя о составе и произведенной обработке. Поэтому Nestlé, скрывшая факт дополнительной очистки, обвиняется в намеренном обмане потребителей.
Внимание к проблеме привлекла публикация 30 января совместного журналистского расследования редакциями Radio France и Le Monde. Их работа началась в 2020 году с информации, направленной одним из сотрудников Nestlé во французское Главное управление по конкуренции, защите прав потребителей и борьбе с мошенничеством (Direction Générale de la Concurrence, de la Consommation et de la Répression des Fraudes). Расследованием по факту занимался отдел по борьбе с мошенничеством.
Следователи обнаружили в ходе проверки, что «подобная практика широко распространена» в отрасли. Le Monde и Radio France цитируют выводы Генеральной инспекции по социальным вопросам (Igas), сформулированные в отчете, направленном правительству в июле 2020 года: «Работа показала, что почти 30% коммерческих наименований подвергаются незаконной обработке». В докладе говорится, что гигант-производитель Nestlé подвергает очистке воду всех своих наименований, выпускаемых на двух заводах во Франции: в Вогезах — для Vittel, Contrex и Hépar, а в департаменте Гар для Perrier.
Журналисты Radio France сообщают, что природная минеральная вода, которая должна быть по определению «чистой», подвергается на заводах Nestlé «впрыскиванию сульфата железа и промышленного CO2, микрофильтрации» с использованием активированного угля или ультрафиолетового света. Этот способ фильтрования обычно используется при обработке водопроводной воды. Следователи обнаружили также, что компания Nestlé «смешивала свою родниковую воду непосредственно с водопроводной».
Узнав о подготовке публикации в СМИ, Nestlé опубликовала собственное коммюнике. В нем говорится, что обработка проводилась с целью «обеспечить постоянную гарантию безопасности пищевых продуктов». Необходимость такой процедуры объяснялась «изменениями в окружающей среде вокруг источников». Уточняется, что вода была загрязнена «различными химическими или микробиологическими элементами», которые накапливаются, когда «вода проходит через грунтовые воды или по трубам завода».
В коммюнике указано также, что Nestlé Waters отказалась от этой практики и даже закрыла проблемные скважины.
Несмотря на утверждение Nestlé Waters о прекращении незаконной практики, прокуратура города Эпиналь в Вогезах начала разбирательство «по факту обмана» потребителей. Изученные Le Monde и France Inter административные отчеты последних лет показали, что Nestlé намеренно скрывала информацию о загрязнении источников и необходимости предварительной обработки воды.
Следователи установили также, что правительство Франции было в курсе этих манипуляций. В 2021 году транснациональная корпорация попросила принять ее в министерстве промышленности. Результаты встречи не разглашались. Но, как констатировали журналисты, правительство не только не предприняло строгого контроля ситуации, но позволило Nestlé «подать заявку» для получения разрешений исключительного порядка.
Французская редакция RFI всвязи с этим пишет: «По всей видимости, эти исключения были получены, поскольку в феврале прошлого года, после встречи с участием представителей министерств экономики и здравоохранения, канцелярия премьер-министра Элизабет Борн предоставила Nestlé право на использование микрофильтрации».