Согласно прогнозам французских СМИ, которые были озвучены после окончания голосования, второе место занимает центристкая коалиция «Вместе» Макрона, третье — ультраправое «Национальное объединение» (RN) Марин Ле Пен и Жордана Барделлы.
При этом ни одной политической силе не удалось получить большинства (289 мест) в Национальном собрании Франции. NPF, по данным экзитполов, получает от 184 до 186 мест в парламенте.
В Елисейском дворце сообщили, что президент Макрон анализирует результаты голосования. Вечером он их публично не комментировал, однако о намерении покинуть свой пост уже заявил премьер-министр страны Габриэль Атталь.
«Хотя мы получили в три раза больше мест, чем прогнозировалось, у нас нет большинства, — сказал он. — Поэтому завтра утром я подам президенту Республики прошение об отставке».
Он добавил, что готов исполнять обязанности главы правительства столько, сколько потребуется.
Марин Ле Пен заявила журналистам, что результат голосования лишь отсрочил победу «Национального объединения», а лидер партии Жордан Барделла сказал, что крайне правые добились самого значительного успеха за всю историю.
Ле Пен, которая трижды безуспешно баллотировалась на пост президента, также заявила, что положение, в котором оказался президент Макрон, больше не позволяет ему реально возглавлять страну.
Жан-Люк Меланшон, лидер «Непокоренной Франции», крупнейшей партии в левой коалиции, заявил о победе NPF и призвал Макрона признать поражение.
«Результат выборов — это итог великолепных усилий по мобилизации. Президент должен признать поражение. Премьер-министр должен уйти, — сказал он.
По итогам первого тура выборов во Франции, когда было избрано всего 76 депутатов, победу одержало «Национальное объединение», получившее около около 33% от общего числа избирателей.
После этого многие из кандидатов как от «Нового народного фронта», так и коалиции Макрона решили снять свои кандидатуры, чтобы объединить голоса противников «Национального объединения» и не дать им победить во втором туре.
NPF, в которую вошли представители крайне широкого спектра политических партий, дал указание всем своим кандидатам, занявшим третье место, выйти из гонки и позволить центристу получить голоса всех противников крайне правых.
При этом кандидаты от центристского блока президента Макрона получили менее четкие указания от своих лидеров, нежели представители левой коалиции.
В «Национальном объединении» осудили эти договоренности, назвав их «позорным союзом» партий, которые до сих пор были готовы вцепиться друг другу в горло.
Учитывая предварительные результаты, теперь многое будет зависеть от баланса сил внутри NPF.
Некоторые вошедшие в него умеренные социалисты могут решить оторваться от своих более радикальных коллег по избирательной кампании и присоединиться к коалиции Макрона, чтобы сформировать левоцентристское правительство.
Это может привести к нестабильности верховной власти во Франции, тем более что президент не сможет назначить новые парламентские выборы ранее чем через год.
Все это происходит за считанные дни до Олимпийских игр в Париже, и у многих есть опасения, что у Франции может не быть правительства или премьер-министра, когда страна будет принимать такое важное событие.