Несмотря на все действия России, все еще есть латвийские компании, которые продолжают отправлять товары агрессору. Стоимость нашего экспорта туда в прошлом году превысила миллиард евро. Список этих торговцев теперь общедоступен. Представители правительства призывают прекратить это сотрудничество и переориентироваться на другие рынки, передает TV3.
«Украинец может победить», «Вместе за победу Украины!». Мы скандируем это политически и расклеиваем на плакатах, но тем не менее, спустя почти два года после того, как Россия начала войну, мы не сворачиваем бизнес со страной-агрессором.
В последние месяцы много говорят об импорте из России, в основном зерна, но товары продолжают поступать и в обратном направлении. Хотя экспорт означает получение денег от страны-оккупанта, взамен предоставляется продукт, который либо поддерживает уровень жизни агрессора, либо служит его экономике, либо помогает каким-либо другим образом. Не покупают ведь то, что ничего не нужно, но многие сферы не подпадают под санкции.
Импорт из России существенно снизился, и основная причина этого – решение не покупать оттуда природный газ, тогда как стоимость экспорта практически не изменилась. Инфляция здесь тоже сыграла свою роль, но мы все равно отправили агрессору товаров на сумму более миллиарда евро.
Наибольшие позиции занимают продукты питания и напитки, где львиную долю занимают алкогольная промышленность, химическая промышленность, главным образом фармацевтика и косметика, текстиль, различные механизмы и электрооборудование, а также изделия из пластмасс и резины, где важную роль играют пневматические шины.
Минэкономики опубликовало список коммерсантов, осуществлявших экспорт в Россию в декабре. «У каждого из нас есть выбор, и чем больше мы знаем, тем лучше мы подготовлены как потребители. Мы можем голосовать своим кошельком, но мы сможем сделать это только тогда, когда будем знать», - говорит Юргис Миезайнис (СЗК), парламентский секретарь Министерства экономики.
В этом списке почти 150 компаний из транзитной отрасли, пищевой отрасли и других сфер. Среди наиболее известных торговцев — наши фармацевтические гиганты «Olainfarm» и «Grindex», производитель текстиля «Lauma Lingerie», пищевой комбинат «Puratos» и владелец косметического бренда «Dzintars» «H.A.Brieger».
Журналисты обратились ко всем, но никто не хочет давать интервью. У кого-то руководство заболело, кто-то вообще не ответил, обе фармкомпании ответили письменно. Поясняется, что ведется активная работа по поиску новых рынков и сокращению доли России в бизнесе, одновременно призывая к гуманным соображениям, ответственности по отношению к пациентам, которые полагаются на конкретные лекарства.
Алкоголь – это отдельная история. В последние месяцы даже появились заголовки о том, что Латвия стала крупной страной-поставщиком виски и вина в Россию. В отраслевой ассоциации поясняют, что речь в основном идет о реэкспорте. Напитки западных компаний здесь проставляются акцизными марками и затем отправляются в Россию. Ассоциация не смогла сказать, насколько велика доля местного производства в общем объеме экспорта.
«Эта торговля с Россией все еще продолжается, и товаров становится больше. Я не вижу, как алкоголь как товар поможет российской армии в этой страшной войне. Некоторые даже полагают, что наоборот», — говорит Давис Витолс, исполнительный директор Латвийской ассоциации алкогольной промышленности.
На возражение, что в Россию пересылают западные бренды, образы жизни, стандарты, он отвечает: «Я во многом согласен, но, опять же, с другой стороны, некоторые также могут сказать, что мы забираем эту западную валюту, в которой они отчаянно нуждаются. Палка о двух концах, но в целом я полностью согласен, что мы должны прекратить всю торговлю с Россией».
Государство готово помочь бизнесменам различными программами по переориентации. «Одно ясно. Железный занавес падает. Ничего оптимального мы здесь в ближайшие несколько лет не увидим. Ответственность правительства будет заключаться в том, чтобы помочь этим компаниям», — говорит министр финансов Арвил Ашераденс.
Связи необходимо просто разорвать, и государство должно сделать все, чтобы это произошло. Такова позиция двух крупнейших бизнес-организаций Латвии.
«Если это нельзя запретить, хотя мы считаем, что это можно запретить, то как мотивировать прекратить это сотрудничество...На мой взгляд, это моральный вопрос, а не вопрос бизнеса», — подчеркивает Андрис Бите, президент Конфедерации работодателей Латвии.