Что называется, дождались: Латвийский национальный художественный музей в конце прошлой недели открыл для посетителей экспозиции почти в каждом своем подразделении.
О чём говорит стекло?
С 4 июня по 1 августа в музее "Рижская биржа" проходит международная выставка "Голос стекла. Сотрудничество". Акцент здесь сделан на сотрудничестве в создании произведений искусства, актуальном вопросе нашего времени.
Стекло как материал прекрасно вписывается в современное искусство, присутствуя всюду и отображая нашу жизнь. Сотрудничая с профессионалами из других отраслей — учеными, антропологами, композиторами, историками, фотографами, мастерами традиционного искусства и даже представителями экстремального спорта, 12 международно признанных художников по стеклу из Латвии, Эстонии, Литвы, Индии, Китая, Южной Кореи, Швеции, Японии и США объединили свои усилия.
Эти художественные произведения отражают социальное и личное пространство, свидетельства уходящей культуры в современном мире, значение взаимодействия людей. К примеру, Анна Нурберг из Швеции отражает отношения готландских и латвийских военных в период Второй мировой войны. Джин Хонго из Японии в сотрудничестве с латвийскими художниками призывает поразмышлять над границами свободы. Латвийская художница по стеклу Ингуна Аудере и американский художник Майкл Роджерс предлагают осознать ценность взаимного общения, подчеркивая, что нет ничего сложнее беседы, в которой участвуют люди с разным восприятием мира.
Из Петербурга в Париж
С 4 июня по 29 августа в выставочных залах 4–го этажа главного здания ЛНХМ можно увидеть выставку "Мне мир казался слишком тесным…", которая расскажет о путешествиях в начале ХХ века выдающегося латышского скульптора Густава Шкилтера (1874–1954).
С первых выставок импрессионистов в 70–х годах XIX столетия и вплоть до наших дней Париж называют одним из крупнейших мировых художественных центров, родиной многих стилей и направлений в искусстве. Когда в начале ХХ века в Париж прибыл стипендиат Центрального училища технического рисования барона А. Л. Штиглица (Санкт–Петербург) Густав Шкилтер, там на каждом шагу чувствовалась раскаленная атмосфера страстей, разыгрывавшихся вокруг имени и личности знаменитого французского скульптора Огюста Родена (1840–1917).
Отправляясь в свое первое путешествие через Германию в Париж (такую возможность давала стипендия, полученная в Санкт–Петербургском училище в царское время!), молодой художник уже принял решение найти дорогу к Родену. Поэтому намеренно поселился недалеко от места, где на бульваре Монпарнас на первом этаже двухэтажного деревянного дома работала "академия" Родена — студия, в которую он позже и поступил.
Большое внимание там уделяли рисованию. По инициативе Родена одним из основных упражнений для студийцев было уловить и передать в карандашном рисунке или легкой акварели движения свободно разгуливающей по мастерской модели. У Шкилтера много подобных композиций.
Парижский период его жизни был чрезвычайно творческим и интенсивным. Густав Шкилтер выставлял свои работы в известных парижских художественных салонах — на Марсовом поле и Елисейских Полях. Пользуясь возможностью, художник много путешествовал, знакомясь с важнейшими художественными центрами Западной Европы. Особенно его интересовали жизнь и традиции народов, поэтому Шкилтер часто и с удовольствием ходил пешком, а из путешествий обычно привозил множество акварелей. Наиболее активно работал именно в жанре пейзажа, запечатлевая виды природы, памятники истории и культуры, жизнь людей и человеческие типажи.
Новые впечатления
Во время своих странствий художник не только рисовал, но и писал очерки об увиденных местах. Шкилтер побывал не только в разных уголках Франции, но и в Испании, Италии, Голландии, Швейцарии, Германии, Англии, выезжал в Марокко. В собрании ЛНХМ хранится около 40 акварелей, выполненных Густавом Шкилтером во время его поездок.
В начале ХХ века в Париже можно было встретить представителей самых разных стран. Будучи общительным от природы, Густав Шкилтер довольно быстро познакомился и сдружился с молодыми художниками и скульпторами из других стран — со своими соотечественниками русскими, с французами, испанцами, каталонцами, греками. В здании неподалеку от мастерской Шкилтера располагался "Союз русских художников — Монпарнас", известный также как "Русский артистический кружок", где собиралась приехавшая из России творческая молодежь. Туда заглядывал и Густав Шкилтер, ведь некоторых художников он знал еще по Петербургу.
Посетители экспозиции увидят хранящиеся в коллекции ЛНХМ, созданные скульптором в этот период бюсты его друзей — греческого художника Деметриоса Галаниса (1879–1966), французского — Бернара Нодена (1876–1946) и испанского художника Гарсия.Представленные на выставке фотографии, письма, почтовые открытки дополняет переписка с одним из ближайших друзей Густава Шкилтера тех лет — Олегером Юньентом (1876–1956), с которым он познакомился в Академии художеств в Париже и вместе с которым побывал во многих странах Европы.
По возвращении из Парижа в Санкт–Петербург Густав Шкилтер путешествовал по Скандинавским странам. Так он оказался в Лапландии, где познакомился с жизнью лопарей (саамов). В Финляндии Шкилтер навещал Яниса Розенталя (1866–1916), с которым поддерживал дружеские отношения, а вместе с Язепом Витолом (1863–1948) отдыхал у озера Перкъярви. Путешествуя по Швеции и Норвегии, Густав Шкилтер посетил выставку стран Балтии в Мальмё (1914).
Густав Шкилтер — первый латышский профессиональный скульптор, начало деятельности которого совпало со сменой стилей и направлений в искусстве, когда академическая традиция казалась устаревшей, а новые еще только зарождались. Талант художника проявился многогранно — не только в скульптуре и прикладном искусстве, но и в акварельной живописи, станковой и миниатюрной графике, где художник заявил о себе как великолепный рисовальщик. Шкилтер увлекался литературой, писал рассказы, стихи, публиковал статьи об искусстве. Скульптора можно причислить к ведущим мастерам стиля модерн в Латвии, а его творения сегодня считаются классическими примерами югендстиля в латвийском искусстве.
НАТАЛЬЯ ЛЕБЕДЕВА.