Данная страница является Архивом, чтобы вернуться на основной сайт нажмите здесь
18 сентября, четверг
Гороскоп
Подписка
Поиск ПоискFacebook Telegram Youtube Instagram ВКОНТАКТЕ list


Гороскоп Подписка Опросы Погода
Люблю! Люблю! Reklama.lv Reklama.lv Видео Видео Facebook Facebook Telegram Telegram Instagram Instagram ВКОНТАКТЕ ВКОНТАКТЕ Google News Google News

«Очарование сине–белого мира»: английский фаянс в Латвии

Размер текста Aa Aa
Lifenews
ЭКСКЛЮЗИВ! 16:25, 7 июля, 2024

Наталья Лебедева


В музее "Рижская биржа" открыта удивительная экспозиция, являющая красоту и художественность высокого искусства, которое вполне может быть совместимо с повседневностью. Это "Очарование сине–белого мира.



Английский фаянс в технике декольтинга из латвийских музеев и частных коллекций. XVIII–XXI века".

"Это та же страсть…"

Основу выставки составляют частные коллекции Дайниса Бругиса и Агриты Типане, которые дополнены несколькими сотнями предметов из 22 латвийских музеев и Латвийской национальной библиотеки.

Эти предметы объединяет то, что они изготовлены из фаянса, а для их оформления использована техника декольтинг — посуда украшается изображениями, воспроизведенными гравировкой или другими графическими техниками и механически перенесенными на ее поверхность. Британцы называют это English transfer–printed pottery или English transferware. Разнообразие деколей совершенно невероятно и превышает 18 000 — начиная с мотивов, заимствованных из китайского фарфора и Древнего мира, заканчивая романтическими пейзажами, галантными и пасторальными сценами, цветочными и растительными композициями, изображениями животных и птиц, абстрактными и геометрическими орнаментами.

Английские, шотландские, валлийские и североирландские компании производили миллионы деколированных фаянсовых предметов, экспортируя их по всему миру.

В Большом зале "Рижской биржи" царит обстановка богатого английского поместья, с накрытыми роскошными сервизами большими столами и старинными шкафами для посуды.

Искусствоведы, коллекционеры, устроители выставки Ина Лине и Дайнис Бругис раскрывают секреты фаянсовых изделий.

— Сам не понимаю, почему около 30 лет назад начал собирать такую коллекцию, — признается Дайнис. — Началось с того, что увидел в одном антикварном магазинчике тарелку, вид которой до сих пор помню. У нас на выставке есть такая. С продавцом у нас вышла дискуссия… Стоила тарелка 5 латов — по зарплатам музейных сотрудников тех времен большая сумма. Я хотел ее сбить, но продавец стоял на своем — вещь уникальная, 1830–х годов. Когда вернулся через неделю в этот магазин, тарелки уже не было. Стал искать что–то подобное. И купил уже за 27 латов, отдав всю свою зарплату. Потому что во мне пробудилась страсть к собирательству.

Коллекционеры — это вообще больные люди. Ты попадаешь в зависимость… С тех пор дважды в год вместе с Иной ездим на аукционы по продаже фаянса.

Все это началось в Англии в середине XVIII века. Развивалось постепенно, до 1780–х. К этому времени иные предприниматели поняли, что на этих вещах можно будет зарабатывать большие деньги. Так и произошло. К середине XIX века в Англии было несколько сотен производителей. И эти огромные печи, порой достигавшие в высоту 20 м и больше, появились во множестве.

Но мы на этой выставке сконцентрировались на художественных особенностях этих изделий.

Большинство из декоров на тарелках сделаны по картинам живописцев и графиков. В то время со всех известных картин делались гравюры — это был единственный способ, как умножить и распространить известные произведения искусства. И дальше они зачастую использовались для изготовления декоров. Как это делалось?

Мастер берет эту гравюру, очищает ее от "лишних" деталей, делая сюжет более выразительным, и переносит на медную пластинку. С нее делается отпечаток на особой бумаге, салфеточной. Рисунок покрывается керамической краской, и бумага буквально наклеивается на фаянсовое изделие. Эта особая краска должна отпечататься на изделии и дать при обжиге красивый синий цвет. А в холодном состоянии она черно–серая.



Бумага, понятно, потом смывается, а краска остается на поверхности. И после этого изделие ставится в печь.

Химия красоты

— Почему именно сине–голубая краска? Потому что довольно долгое время применяли смесь окиси кобальта и алюминия, которая выдерживает высокие температуры обжига. И только спустя годы удалось найти те краски, которые давали зеленый, красный и другие цвета.

Ина: — Химикам пришлось довольно долго искать пигменты, которые при обжиге не выгорали, а давали определенный цвет. В конце XIX — начале XX века нашли пигмент, дающий черный цвет.

Дайнис: — В зале демонстрируется документальный фильм, где можно увидеть пошагово, как мастер изготавливает старинным способом фаянсовые тарелки.

Спрашиваю обоих, почему такое распространение получила именно фаянсовая посуда, а не фарфоровая. Из–за дороговизны и редкости сырья? Непростой технологии?

Дайнис: — Фарфор был изобретен в Китае, и секрет его производства держался в секрете. Европейцы старались разгадать его. В начале XVIII века в Мейсене это удалось сделать, и с тех пор там впервые в Европе производился фарфор.

С фаянсом было гораздо проще. Он бывает двух типов — из красной глины, которую перед тем, как наносить краску, покрывают оловянной глазурью. Поверхность становится белой, и тогда можно по ней делать росписи. Англичане искали глину более светлых оттенков, и химики столетиями искали, как можно "выбелить" эту глину. И нашли разные способы. Тогда обжигается изделие в стадии бисквита, без глазури, потом наносят декор, и только потом покрывают свинцовой глазурью, которая прозрачная, но не дает стереть рисунок. Это так называемая подглазурная роспись. А если писать поверх глазури, делать надглазурную роспись, она получается непрочной, быстро стирается. Первые изделия такой технологии были выполнены именно в надглазурной технике.

В этой экспозиции мы сконцентрировались на разных сюжетах, темах росписи. Но можно и по другому принципу делить.

Эти оба сервиза — из нашей с Иной коллекции. В одном из них 159 предметов, но это не все.



Что тиражировал Рембрандт?..

На вопрос, где это можно приобрести, коллекционеры ответили, что сейчас все покупается в интернете. Я вспомнила, что и экс–директор Рундале Имант Ланцманис рассказывал, что сейчас великолепные вещи можно приобрести через интернет, причем недорого.

Дайнис: — Я 20 лет проработал в Рундале с Ланцманисом — разыскивал по Латвии старинные вещи для экспозиции. Как признавал сам директор, сейчас Рундальский дворец обставлен богаче, чем при Бироне. Коллекции старинной посуды там обширные, но выставляются нечасто — нужно ведь, чтобы они соответствовали эпохе, интерьеру, композиции. Поэтому коллекционные предметы не стоят на виду, а выставляются на тематических экспозициях.

А в этой экспозиции мы в качестве заключительной темы рассмотрели то, как эта традиция дожила до наших дней. Современный английский фаянс ныне выродился до уровня ширпотреба, и мы не хотели на такой ноте завершить экспозицию. Здесь есть довольно новые предметы, но они разбросаны по всей экспозиции.

Когда мы с Иной писали книгу с таким же названием, как и выставка, упомянули, что долгое время фаянсовая посуда не считалась каким–то предметом искусства, потому что тиражировалась. Офорты Рембрандта тоже тиражировались, и никто не может сказать, сколько их было на самом деле. Другой вопрос, что пластинки, с которых делали эти оттиски, тоже сегодня есть у кого–то и можно хоть сейчас сделать оттиск. Но тираж произведения искусства не определяет, считается это искусством или нет. Если предмет сделан в высоком стиле, сколько бы их ни было — это искусство.

Ина: — Книгу мы издали в конце 2022–го, в Цесисском музее была выставка, они же и оплатили издание.

На вопрос, что считается более ценным — фарфоровый или фаянсовый сервиз, Ина ответила, что и Екатерина II тоже заказывала фаянсовые английские сервизы. В инвентаризационных документах латвийских усадеб есть и фарфоровые, и фаянсовые сервизы. Фаянсовые могут быть изумительно прекрасны, а могут быть бытовыми, простенькими. Кузнецов тоже делал изделия первого, второго и третьего сорта…

Подписывайтесь на Телеграм-канал BB.LV! Заглядывайте на страницу BB.LV на Facebook! И читайте главные новости о Латвии и мире!
Комментарии (0)



Статьи по теме

Lifenews 28-летняя Анна Заворотнюк об ушедшей маме: «Ей там легче и лучше» (ВИДЕО)

"Мы, ее дети, должны быть ее продолжением, продолжать ее и двигаться дальше".

Lifenews 28-летняя мультимиллионерка Кендалл Дженнер изучала Лувр ночью и босиком (ВИДЕО)

"Какое неуважение швыряться своим богатством и привилегиями в лицо публики", возмущаются простые американцы.

Lifenews Вызовы Эвелины Блёданс: 55-летняя московская латышка и её особенный сын (ВИДЕО)

«Из больницы в больницу, походы к остеопатам, каждые три недели кровь сдавать».

Читайте еще

Lifenews Праздник детям и выгодные покупки родителям на выставке Детский мир
Встреча с любимой Тутой и озорной собачкой Лотте, танцы и песни вместе со сказочными образами объединения „Pasaku nams”, увлекательные события в Детском городке, машины спасателей в Квартале безопасности, товары и услуги для детей и будущих мам, ценные консультации специалистов о здоровье матери и ребенка – всё это 27 и 28 апреля предложит полюбившаяся семьям и молодым родителям выставка “Детский мир 2024” на Кипсале. Запланируйте поход уже сейчас!
Бизнес Консультации выдающихся специалистов на выставке Детский мир 2024
27 и 28 апреля выставка “Детский мир 2024” на Кипсале предложит посетителям отличную возможность получить бесплатные консультации выдающихся специалистов о здоровье и самочувствии матери и ребенка.
Бизнес Впечатляющие премьеры в масштабе Балтии на выставке Auto 2024
С 19 по 21 апреля, на Кипсале состоится международная выставка автоиндустрии “Auto 2024”. Посетители смогут ознакомиться с обладателем титула “Европейского авто года 2024”, самым продаваемым компактным кроссовером, испанским спортивным авто, корейским электромобилем, двумя новыми универсалами и незнакомыми прежде марками.
Lifenews Тепло очага и родного дома: история Латвии, сложенная из кирпичиков
Поражающая обилием красивейших, величественных, оригинальных зданий Рига не всегда наводит созерцающего эту красоту горожанина или туриста на мысль о том, из чего же все это сделано.