Алвис Херманис дал большое интервью публицисту Бену Латковкису для «Неаткариги», в нем знаменитый латвийский режиссер рассказал, что, на его взгляд, не так с «загадочной русской душой». Приводим фрагменты интервью в переводе Press.lv.
- О 1990-х мнения очень противоречивы. В России это время изображается как период страшной деградации и всеобщего упадка. Причем не только со стороны кремлевских идеологов. Аналогичное мнение высказывают многие антипутинисты и так называемые демократы. Тот самый писатель и литературовед Дмитрий Быков, который считает вас инициатором выдворения телеканала «Дождь» и публично пообещал больше не пожимать вам руку, регулярно высказывает мнение, что 1990-е годы были глубоким спадом по сравнению с советскими временами. Как вы оцениваете это десятилетие, которое объективно было достаточно сложным и для многих еще и очень тяжелым?
- Одним словом - это было торжество свободы слова. Это был момент выбора, когда каждый из нас мог взять на себя ответственность за свои собственные решения и выбрать свое собственное направление. Если говорить о России, то 30 лет назад их отправная точка была точно такой же, как и наша. То, что они отбросили свою свободу, спустили этот свой шанс в унитаз, только доказывает, что это страна неудачников. 30 лет назад они были на тех же стартовых позициях, что и мы. Они могли бы сейчас быть в ЕС, НАТО, их уровень жизни мог бы быть если не точь-в-точь как в Канаде, то хотя бы как у нас, в Балтийских странах. А теперь они нам тут что-то умное в Ютубе рассказывают? Вся их интеллигенция просто обязана признать, что Россия потерпела поражение. Это кучка неудачников.
- Мир после 24 февраля 2022 года кардинально изменился. Осознал ли мир масштабы этих изменений? На мой взгляд, этот масштаб не до конца осознан в Западной Европе и многие, как Вы сказали, по наивности или из прагматизма считают, что войну надо как-то заглушить, закончить и тогда можно было бы вернуться к своей старой, прежней жизни.
- Сейчас уже ощущается глубина этой проблемы. Похоже на то. В эти дни проходит Мюнхенская конференция, думаю, будут и другие серьезные сообщения. Наконец, видна решимость Запада иметь дело с сегодняшней Россией. В то же время они понимают, что им нужно придумать, как жить с Россией будущего. До сих пор все могло быть так, как вы сказали, но сейчас, похоже, наступил важный поворотный момент.
- Я имел в виду не политический класс, а рядовых людей, которые, похоже, не осознают масштаба всего ужаса. Все-таки условный дизель кажется им большей угрозой для цивилизации, чем Путин.
- Что думает каждый отдельный представитель общества, может быть, не так важно, потому что историю вперед двигает не общество. Её толкают вперед либо личности, либо события. Нет сомнений, что мир изменился. Точнее сказать, его изменения только начались и какими они будут, пока невозможно предвидеть. Возможны разные сценарии. Что же касается России, то я думаю, что когда ее армия будет оттеснена к границам, эта страна законсервируется. Раньше я думал, что это будет похоже на ортодоксальный Иран, но теперь, видя, как ведут себя русские, я думаю, что это будет ближе к Северной Корее. Люди в России похожи на зомбированную биомассу. Это на самом деле трагично.