«На мой взгляд, в Латвии сейчас действительно что-то пошло не так. Насколько я разговаривал с людьми, практически все думаю так же. И у всех также есть ощущение пассивной обреченности, потому что существующий порядок — это какой-то замкнутый круг, из которого нет выхода.
Понятно, что в ближайшие недели у нас будет новое правительство с премьер-министром Силиней (Новое единство, Прогрессивие, СЗК плюс 3 перебежчика), которое только очень «динамично» ускорит отставание Латвии от соседей и других европейских стран. Первые решения будут касаться иммиграции и «исправления образования». Говоря простым языком - 100 000 гастарбайтеров из Средней Азии и ликвидации сельских школ. Это будет поворотным моментом для латвийского народа. Последствия будут практически необратимы.
Красная лампочка для меня загорелась, когда я понял, как сложно было распродать билеты на самые большие концерты Праздника песен этим летом. Но этот текст будет не о нытье. У меня есть предложение. Довольно конкретное.
Как видим, Конституция ЛР, а точнее, процедура выборов, уже не выполняет свою функцию, потому что больше не работает в интересах всего народа. В настоящее время выборы выгодны лишь для довольно небольшой части населения. И то только в краткосрочной перспективе.
И самая большая проблема в том, что люди в Латвии оторваны от политики. У нас нет инструментов для участия в политике.
Существующие партии реально не выполняют эту функцию и уже не эффективны.
И чтобы подключить народ к управлению страной, нужно менять систему выборов.
Предлагают на один срок отказаться от представительства партий, голосовать одномандатно по избирательным округам, по которым разделить Латвию на 100 частей и каждая выберет своего представителя.
На моей памяти похожее случалось в 1989 году, когда во время Горбачева после коммунистической гегемонии не было еще партий и люди голосовали за отдельных личностей на каждом избирательном участке. И тогда были выбраны самые уважаемые люди – Иванс, Вулфсонс и другие.
И самым подходящим словом для названия этой формы правления будет – народная власть.
После этого действующий президент, как написано в Конституции, сам выдвигает кандидата в премьеры. Которому, конечно, вместе с выбранными им министрами еще нужно заручиться поддержкой большинства из 100 независимых депутатов. Там ничего не меняется.
Таким образом, я бы предложил вообще ликвидировать партии хотя бы на один избирательный цикл. После этого посмотрим - может быть, действующие депутаты снова замкнутся по идеологическим параметрам», - пишет Херманис.
Он понимает, что приведенная им модель скорее всего так и останется утопией, потому что партии не захотят уступать власть. Но на этот случай у Херманиса тоже есть предложение.
«Чтобы законно реализовать этот план, к следующим выборам в Сейм должна быть создана временная партия/народное движение с таким названием, как «Таутувалдиба», предвыборная программа которой имеет только один пункт: изменить процедуру выборов. После выполнения этого пункта партия немедленно прекращает свое существование, распускает Сейм и объявляются новые выборы, теперь уже по новым правилам. Конечно, для этого этой трансферной партии нужна массовая поддержка избирателей, чтобы получить большинство. Не гарантировано, но как минимум будет полезно как косвенный всенародный референдум на тему - устраивает ли народ существующий порядок вещей», - предлагает Херманис.
Он считает, что в эту «партию» могут войти те, кто не планировал был политиком, для выполнения этой «одноразовой» функции.
«Сейчас наша судьба находится в руках относительно небольшой группы людей. В руках партийной элиты, элиты госслужащих плюс ангажированных СМИ. Я думаю, что их всего пара тысяч человек. Сейчас они управляют нашей судьбой. Я бы не обиделся, если бы они делали это талантливо и продуктивно. Но, к сожалению, они не знают, как это делать. Бог не дал им таких талантов и умений. И ничего не изменится.
Мы уже знаем, что перед следующими выборами люди снова будут жаловаться, что все плохо и не за что голосовать. Мое предложение состоит в том, чтобы слить все латвийские партии и ввести настоящее национальное правительство, где каждый уголок Латвии имел бы своего представителя в парламенте. Делегированного с личной ответственностью. Потому что в настоящее время Латвия уже несколько лет медленно вырождается, и никто не берет на себя за это личную ответственность.
Я признаю и почти уверен, что у моего предложения есть недостатки. Предлагаю обсудить. Тем более, что сам я точно не готов стать политиком и оставить работу в театре. Но если это предложение кого-то вдохновит, приглашаю предприимчивых и смелых людей подключиться и придумать, как его реализовать», - написал режиссер.