"Герберт фон Караян тоже был хорошим дирижером, но он был нацистом"
Немецкий композитор и фортепьянный исполнитель Мориц Эггерт написал открытое письмо дирижеру Теодору Курентзису с призывом высказаться по поводу полномасштабной войны России в Украине и своей службы путинскому режиму. Письмо было опубликовано в блоге, который Эггерт ведет в газете Neue Musikzeitung.
Мориц Эггерт работает профессором композиции в Мюнхенской высшей школе музыки и театра. С 2010 года является постоянным членом Академии наук и литературы города Майнца. В 2020 году Эггерт был избран президентом Немецкого союза композиторов.
Теодор Курентзис (1972) - российский дирижёр греческого происхождения, музыкант, актёр, поэт. Создатель и художественный руководитель оркестра и хора musicAeterna, главный дирижёр Симфонического оркестра Юго-Западного радио Германии (нем. SWR Symphonieorchester), художественный руководитель Дягилевского фестиваля.
–Я считаю, что очень важно полностью вычленить из ведущейся дискуссии оценку творческих достижений Курентзиса, поскольку речь идет вовсе не о об этом, - заявил герр Эггерт, -Нельзя смешивать две различные темы. Я с удовольствием могу дать вам интервью о Курентзисе как дирижере. У меня есть свое мнение о нем, но оно вообще не важно. Я могу высказать его в культурной программе о музыке, а сейчас совершенно сознательно не хочу этого делать. Если я скажу, что он не такой замечательный, то люди могут возразить: «Эггерт считает, что Курентзис плохой дирижер, и хочет уничтожить его репутацию». Если я скажу, что мне он невероятно нравится, то все будут спрашивать: «Почему вы тогда против него?» Это глупо. Поэтому я совсем ничего не говорю о его творчестве. Герберт фон Караян тоже был хорошим дирижером, однако он был независимо от этого нацистом.
Было абсолютно понятно, почему еврейские граждане в Америке вышли на демонстрации, когда Берлинский филармонический оркестр под его управлением совершал свое первое зарубежное турне. Это ничего не имело общего с тем, хороший или плохой дирижер фон Караян. Речь шла совершенно о другом. В этом случае я отделяю художника фон Караяна, который, конечно, был прекрасным дирижером, от человека, который был невыносим. Я считаю, что фон Караяна слишком мало критиковали за его переплетения с Третьим рейхом. Ведь люди непосредственно из-за него попадали в концлагерь! Он был невероятным оппортунистом. Он с первого дня был членом НСДАП. В моем представлении это бросает огромную тень на его творчество. Я не могу нейтрально слушать фон Караяна. Вильгельма Фуртвенглера, кстати, тоже. Мы должны подвергать их критике, мы должны об этом говорить.
Мы должны помнить, как великий и прекрасный дирижер Артуро Тосканини отказался от сотрудничества с фашистским режимом. Благодаря этому он и после смерти заслуживает высокого уважения. Тосканини мог служить Муссолини и всей этой системе, в том числе и нацистам, однако он сознательно отказался от этого. Вот такие герои тоже существуют. Мы видим сейчас, как ведет себя Евгений Кисин. Мы видим, как ведет себя Гидон Кремер. Это смелые люди, у которых есть твердые убеждения. Я с большим уважением отношусь к этим людям, поскольку они выказывают гражданское мужество и, безусловно, должны из-за этого выносить много нелицеприятных вещей. Поэтому очень важно, что я не хочу высказывать свое мнение о Курентзисе как дирижере, это ничего не имеет общего с ведущейся сейчас дискуссией о его службе путинскому режиму.
Многие сейчас не решаются высказываться о нем как человеке, поскольку это очень сложная тема. Ведь сразу же в дискуссию вплетается творческая критика. Поэтому я совершенно сознательно подчеркиваю: я критикую не творчество Курентзиса. Моя критика ничего не имеет с этим общего.
"В оркестре Курентзиса есть люди, которые были восхищены массовыми убийствами мирных жителей в Украине. Там есть люди, которые постили в соцсетях российский флаг, когда в Мариуполе был разрушен оперный театр, и гордились этим. Это факты. Естественно, можно и нужно спрашивать Курентзиса об этом."