Главным героем стал следователь Порфирий Петрович, лишившийся тела.
Уже сложилась хорошая традиция: раз в год читать новый роман Виктора Пелевина, выпускаемый, естественно, в обстановке строжайшей секретности. На днях вышла очередная книга — "Путешествие в Элевсин".
И вот уже третий раз подряд писатель откровенно водит читателя за нос, предлагая, по сути, не нечто новое, а продолжение старого. Такое ощущение, что в загашнике одного из самых скрытных русских авторов лежит циклопический опус, от которого он методично отрезает по кусочку — отдельные книги.
"Путешествие в Элевсин" сюжетно продолжает предыдущие "Transhumanism Inc." и "KGBT+". На самом деле скрепляет общий сюжетный пелевинский легендариум, вводит в мир описываемого будущего героев всех без исключения предыдущих книг.
Это хорошо знакомый читателю "нейронет", над которым потешается Пелевин: нет никаких физических тел, человечество снизошло до существования в виде мозга в банке с поддерживающим его функционирование живительным раствором.
Лишившись тел, люди сосредоточились на конструировании глобальной виртуальной сети, а ею управляют вампиры из дилогии "Empire V" и "Бэтман Аполло".
Идеальные потребители, кровососы и знатоки гламура и дискурса создали логичный мир совершенного сна. В нем соседствуют живые люди и виртуальные образы. Собственно, этому и посвящена новая книга.
На этот раз Пелевин пытается разобраться с одним из главных современных страхов, связанных с активностью нейросетей: как отличать созданное человеком от того, что сделала программа. И нужно ли это вообще.
Главный герой "Путешествия в Элевсин" — Порфирий Петрович (на этот раз просто Порфирий), программа-сыщик и одновременно литератор, центральный персонаж и повествователь романа "iPhuck 10".
Порфирий отлично устроился в виртуальном будущем — в том его сегменте, что имитирует Древний Рим. Он провозгласил себя императором, проводит гладиаторские бои (где гибнут вполне по-настоящему: отключают от системы жизнеобеспечения) и, кажется, планирует некий глобальный переворот. Чтобы узнать планы (если такое слово вообще применимо к программе) Порфирия, к нему подсылают человека по имени Маркус. Тот должен стать телохранителем и доверенным лицом императора, разобраться в его помыслах, а в случае глобальности и разрушительности планов остановить.
Порфирий и Маркус отправляются в виртуальный Элевсин — таинственное место, где им предстоит пройти через ряд необъяснимых мистерий, в результате которых должно открыться будущее.
В чем обряды состоят и насколько можно доверять полученному в их результате откровению — Маркус не знает. Тем не менее начинается увлекательный роман-путешествие вполне в традиции ранних пелевинских книг, таких как "Затворник и Шестипалый".
Два героя странствуют, иногда попадают в элегантный переплет, из которого выходят с неизменным достоинством и легкостью, и постоянно ведут пространные разговоры о смысле бытия, как и положено книжным перипатетикам.
При этом Пелевин не был бы Пелевиным, если бы не иронизировал над актуальными медийными демонами.
На этот раз объект сатиры — сancel culture с ее ужасом ко всему русскому. Поскольку Порфирий Петрович явно происходит из мира Достоевского, его боятся вдвойне. Он — "агрессивная имперская метастаза, излучаемая русской классикой", и его необходимо нейтрализовать.
Пелевин снова мастерски заходит на чужую почву: по сути, "Путешествие в Элевсин" изящно пародирует "Тутанхамона на Крите" Мережковского. Да и выбор элевсинских мистерий в качестве центральной метафоры очень удачен.
В пригороде Афин, Элевсине, действительно проводили таинственные обряды, о которых запрещалось рассказывать. Вроде бы они посвящались культу богини Деметры (но это неточно) и требовали некоторой психологической и физической подготовки.
Человек, прошедший мистерии, видел нечто, кардинально менявшее его жизнь. Например, известный скептик Цицерон, побывав в Элевсине, перестал критиковать местных мистиков и мгновенно сделался их сторонником.
Собственно, Элевсин — это очередная тайна, которая, впрочем, как и бывает в пелевинском мире, вполне может оказаться пшиком или вовсе не тем, что мы (или персонажи) себе представляли. Да и надежда на то, что автор наконец-то прекратит оттаптываться на своем старом мире и примется конструировать новый, похоже, тонет в мифическом Ахероне. Виктору Олеговичу чрезвычайно уютно пребывать в собственной "баночной" вселенной, и у него еще масса идей, как этот мир углубить.
Так что можно предположить, что и следующая книга писателя выйдет ровно через год — и в ней мы по-прежнему будем блуждать по очередному саду расходящихся тропок, слившихся в далеком виртуальном пространстве.