Игнат Александрович отказывается комментировать российскую политику.
Игнат Cолженицын, известный дирижер и пианист, сейчас живет в Нью-Йорке. Он говорит, что "Архипелаг ГУЛАГ" никогда не переставал быть актуальным" из-за содержащихся в нем "размышлений о природе зла и об истинной природе марксизма и коммунизма".
Игнат Солженицын полагает, что его отец понял главное: зло существует не внутри какой-либо социальной группы, а внутри любого, самого обычного человека и только ждет подходящего повода, чтобы выйти наружу.
"Люди говорят: "Мы уничтожим злодеев, будь то правители-автократы, злые жирные капиталисты, любые угнетатели, – цитирует Игнат наивных поборников "справедливости". – Неправильная раса, неправильный цвет кожи... Мы их уничтожим, и тогда наступит рай на Земле".
"Проблема, конечно, в том, – продолжает он, – что Зло с большой буквы никуда не уходит... Даже если бы все они и заслуживали смерти, они всего лишь носители зла. Само зло продолжает твориться. И поэтому, когда мы за что-то сражаемся, надо ненавидеть сам грех, а не грешника. Вот чего нам сейчас не хватает".
После ареста в феврале 1974 года писатель, лауреат Нобелевской премии был выслан из Советского Союза, но вскоре смог воссоединиться со своей семьей на Западе. В конце концов Солженицыны поселились в довольно комфортабельном изгнании – в сельской местности в штате Вермонт на северо-востоке США. Писатель имел возможность близко наблюдать жизнь Америки: некоторые ее стороны он хвалил, но многое критиковал. Именно в этом ключе он говорил о "моральном упадке США, а также групповом мышлении и обмане ее СМИ" . Писатель , по словам сына, очень сильно хотел вернуться в Россию.
"Я думаю, что некоторые находят это странным, – говорит Игнат Солженицын, – но так могут думать только те, кто не понимает, что Россия значит для русских, и, если уж на то пошло, что для каждого человека значит его родной дом".
Игнату было около 11 лет, когда он впервые прочитал "Архипелаг ГУЛАГ". Его отец никогда подробно не рассказывал сыновьям ни о своем пребывании в лагерях, ни о службе в армии. Поэтому знакомство с книгой отца стало для Игната таким же потрясением, как и для большинства других читателей.
"Я думаю, несмотря на разные бэкграунды, мое читательское впечатление не так уж отличалось от вашего – опыт читателя, сталкивающегося лицом к лицу с тотальной порочностью, описанной в книге", – говорит Игнат. Он напоминает, что в своей книге его отец описал несокрушимую моральную силу некоторых узников ГУЛАГа. "Очень важно не забывать о потенциале человеческого достоинства. О том, что даже самые ужасные условия не всегда способны сломить человеческий дух".
По словам Игната, ссылка стала "большой трагедией жизни" для его отца. Во многом писатель жил "американской мечтой", но всегда хотел "быть со своим народом, как бы высокопарно это ни звучало", рассказывает Игнат. "Он просто хотел быть дома, всегда стремился, желал и мечтал, чтобы это произошло, и это произошло".
Вопросы текущей российской политики Игнат Солженицын комментировать отказывается. Взгляды самого Солженицына на то, в каком направлении Путин повел Россию, уже никогда не станут известны.
В 1990 году писатель, среди предков которого были и русские, и украинцы, призывал забыть реваншистские русские мечты об империи, которые только "ускоряли нашу кончину" . Однако в дальнейших его публикациях в 2000-е годы повторяются те исторические нарративы, которые теперь использует Кремль, пытаясь оправдать захват украинских регионов.
И все же еще в 1981 году Солженицын писал: "В моем сердце нет места российско-украинскому конфликту, и если, не дай Бог, это когда -нибудь произойдет, никогда, ни при каких обстоятельствах ни я, ни мои сыновья не будем в нем участвовать – какие бы безрассудные горячие головы ни пытались нас туда затащить".
Александр Солженицын скончался в 2008 году в Москве. Его жена, старший и младший сыновья живут там и сегодня. Для американца русского происхождения Игната Солженицына жизнь его отца стала безграничным уроком. "Возможно, наш самый большой вызов, – говорит дирижер, – не только самосовершенствоваться, что, в конечном счете, может сделать каждый из нас, но и, как выразился мой отец, оставить мир у лучшем состоянии, чем когда мы пришли в него".