Великобритания в последние дни демонстрирует сокращение смертности от Covid–19. В то же время Банк Англии делает неутешительные прогнозы об экономике Соединенного Королевства — ожидается крупнейший спад в его истории. Газета "СЕГОДНЯ" пообщалась с бывшей рижанкой Татьяной, проживающей с супругом в обыкновенной английской глубинке. До коронакризиса она работала в компании по обработке данных и исследованиям рынка.
— Расскажите, пожалуйста, для начала о вашем городе! Чем он отличается от других британских городов, какова его изюминка?
— Живем мы в центральной Англии, или Мерсии, в славном городе под названием Ноттингем, который всем известен по такому персонажу, как Робин Гуд. По населению он вполовину меньше Риги, хотя сейчас очень плавающая статистика… И привлек он нас именно поэтому, ведь жить в огромном мегаполисе, таком, как Лондон, непривычно, ну и достаточно дорого, а совсем маленькие населенные пункты — это скучно… В Ноттингеме достаточно много достопримечательностей и каждый раз открываешь для себя что–то новое. Родным, конечно, он не стал, но интересный — это факт!
— Коронавирус пришел в нашу жизнь постепенно. Как лично для вас открывалась эта ужасная весть и какими были ваши действия по ее предотвращению?
— Пришло все неожиданно, и, конечно, все к этому отнеслись с недоверием. Лично нас больше всего волновал вопрос работы и того, что начали отменять авиарейсы. То есть ты отрезан от "большой земли", а это лично для меня страшновато — если учесть местный уровень медицины. Повлиять, а тем более предотвратить все это, к сожалению, не в наших силах…
— Ваша работа — как и насколько она изменилась в связи с Covid–19?
— С работой все случилось резко. Утром я еще вышла на работу, а во второй половине дня владелец нашей компании объявил о последнем рабочем дне! С тех пор я на карантине, у мужа так же, но здесь неплохо работает система социальной помощи, довольно быстро принимаются законы, помогающие пережить этот беспрецедентный карантин, выплата средних зарплат в размере 80%, а также некоторые фирмы доплачивают разницу в 20%. Так что люди ничего не теряют и не впадают в нищету.
Хорошо развита волонтерская сеть, помогают людям с продуктами и медикаментами, ускорена выдача соцпособий.
— Насколько близко довелось вам столкнуться с болезнью и гибелью людей рядом?
— В момент пандемии, слава богу, никто из наших знакомых не пострадал, но из форумов русскоязычных жителей Англии, довелось читать о многих заболевших.
А вообще здравоохранение здесь слабое в сравнении со всеми ругаемым в Латвии. Нарушение санитарных норм, отсутствие дезинфекции, безответственность во многих вопросах. Знаю, о чем говорю, так как самим это пришлось пережить после неудачной операции мужу. Его довели практически до коматозного состояния, и теперь, можно сказать, он хотя и не инвалид, но пострадал на всю жизнь. Из–за халатности стал инсулинозависимым на всю жизнь!
Теперь мы намерены судиться с Национальной системой здравоохранения. Так что медицина здесь, хоть и в большинстве случаев бесплатная, но это боль…
"Профилактики заболеваний здесь нет в принципе"
— Какие меры предпринимают власти непосредственно в вашем районе?
— У нас в сравнении с Ригой — строгий карантин, сейчас постепенно вводятся послабления, но в общем жизнь, конечно, замерла. Вход в магазины строго по одному человеку, в некоторых дезинфекция на входе. Практически все закрыто, работают только онлайн–доставки, но с этим здесь хорошо, даже выписанные лекарства могут доставить прямо до дома и квартиры.
— Что сейчас со снабжением продовольствием?
–Дефицита в продуктах нет, но некоторые ограничения действуют. Наш холодильник всегда полон, плюс сделали небольшой запас "на всякий случай".
— Как бы вы оценили работу британской Национальной службы здоровья в кризисной ситуации?
— Наверное, неплохо, обо всем немедленно извещают, постоянно присылают новости на телефон. Но лучше не болеть в любом случае.
Беда Англии в том, что здесь нет профилактики заболеваний в принципе — и этот вирус не исключение. В больницу попадают, только если пациент уже при смерти.
Недружные латвийцы
— Правительство Латвии настоятельно просило заявить о себе граждан — и обещало помочь с репатриацией, но, судя по всему, вы решили не ехать на родину. Почему?
— Потому что до конца никто не верил такую реальность. Ведь такого в истории не было. Обратно вернулись только те, кто здесь был временно, например, на заработках или отдыхе.
— Много ли "наших" в вашем городе? Что–то есть специфическое в опыте латвийцев, которых вы знаете?
— "Наши" есть, но здесь как–то держатся особняком, я бы не сказала, что люди из Латвии дружны, увы. За 10 лет мы здесь близких друзей не нажили. Так, на уровне получения какой–то информации — общаемся, не более того. Все сконцентрированы на своей семье, и на том, как заработать на достойную жизнь.
— Ну и последний, сакраментальный вопрос: изменились ли настроения британцев по Брекзиту в связи с пандемией? И как?
— По–моему, о Брекзите все забыли, сейчас стоит вопрос о выживании. Так как статистика в Англии очень печальна, опять–таки из–за отсутствия профилактики, рекомендуют оставаться дома до тех пор, пока человек уже начинает задыхаться и требуется реанимация. А это уменьшает шансы. Увы…
– Желаем Вам здоровья и не порывать связи с родиной!
Николай КАБАНОВ.