В настоящее время в стране 27,6 тысячи молодых людей осваивают профессию, которая будет их кормить. Подавляющее большинство делает это за счет бюджета, причем получает и стипендию.
30% бросают училище
Количество мест, где можно получить специальность, вроде бы немалое — 54, но по сравнению с 2010 годом оно сократилось на 70%. Крупнейшим учебным заведением является Рижский государственный техникум — там учатся 2347 человек.
Министерство образования и науки, являющееся учредителем большинства профессионально–технических учебных заведений (43% учреждений и 78% обучаемых), осуществляет ныне программу их развития до 2027 года. Тут есть что улучшать: ведь до конца учебную лямку тянет только 70 процентов учащихся.
Впрочем, из тех, кто остается, оценки "очень хорошие" и "хорошие" имеют по профессиональным квалификационным экзаменам 52%; и еще 27% — "выдающиеся" и "отличные". В Латвии есть возможность официально получить сертификат профессионального образования при обучении непосредственно на рабочем месте — им пользуется четверть учащихся.
В стране 17 техникумов, 6 заведений искусства и 3 колледжа, которые ведут методическую работу. Цель — создать стандарты по специальностям, чему учить. Всего в Латвии 280 профессиональных квалификаций, разделенных по 15 отраслям. Более всего упор делается на работы, связанные с инженерными знаниями, производством и строительством. По этому блоку STEM обучение проходит 58% поступающих в профессиональные заведения. Средняя оценка при профессиональных экзаменах — 7,3.
Министерство внутренних дел является учредителем 3 колледжей, где учат "специалистов внутренней безопасности" — специальности полицейских, пограничников, пожарных и спасателей осваивают 1392 учащихся, причем на обновленной инфраструктуре.
В целом же инвестиции в сеть того, что ранее именовалось ПТУ, составят 47,7 миллиона евро. Система будет "быстро и эффективно реагировать на изменения рынка труда, вводя освоение новых навыков и компетенции".
"Культурные ПТУ" в кризисе
Система профессионального образования в Латвии сталкивается с рядом вызовов:
* сокращением числа детей в стране и трудностью наполнения групп и обеспечения полноценного учебного процесса;
* дефицитом педагогов и трудностью организации полной нагрузки;
* конкурентоспособной стипендии для учащихся;
* эффективного использования материально–технических средств, инвестиций в учебные помещения и служебные гостиницы (общежития).
В частности, Министерство культуры, являющееся учредителем 9 учебных заведений, констатировало, что "не хватает финансирования" для того, чтобы обеспечить педагогам достойную зарплату и оптимальный баланс учебных часов. Работая по принципу "деньги следуют за учеником", заведения имеют существенный разброс — скажем, в Рижскую музыкальную среднюю школу имени Язепа Мединя на одного воспитанника поступает 688,08 евро в год, а в Цесисскую музыкальную среднюю школу имени Алфреда Калниня — 986,93 евро.
Всего в "культурных" учебных заведениях по Латвии проходят курс 4780 человек, крупнейшим является Национальная средняя школа искусств с 1073 учащимися. В свою очередь, в вышеупомянутой школе в Цесисе учится всего 207 человек. После завершения обучения ребята получат вполне конкретные специальности: скажем, архитектурный техник или стилист визуального образа. Кроме того, страна может похвастаться наличием сразу 8 методических центров по музыке. На небогатую Латгалию имеется две средние музыкальные школы — в Даугавпилсе и Резекне.
Гайки или гаммы?
Хотя вот ваш автор не совсем понимает мотивации этой молодежи. Если уж становиться "синими воротничками", то не по культурной, а по материально–технической части, там уже с самых первых шагов можно будет получать 1000+ на руки. Крутить гайки в автосервисе, возможно, не столь престижно, как разучивать гаммы, однако рабочие специальности куда проще конвертировать в Евросоюзе по гораздо более высоким тарифам. Ведь наши профессиональные сертификаты вполне годны в развитых странах Старого Света.
Руководитель Комиссии Сейма по образованию, науке и культуре Агита Зариня–Стуре ("Новое Единство") на заседании, посвященном профессиональному образованию, дала слово Байбе Башкере из МОН. Она — директор Департамента профессионального образования и образования взрослых, и возглавляет движение к "современному и качественному" освоению рабочих специальностей.
— Главный фокус делаем на развитие образцовых центров инноваций, государственных методических центров, мастерства международного уровня, — сказала Б. Башкере. В каждой специализации в Латвии будет свое ведущее училище (школа). При выборе профессии станут следить за ходом карьеры учащегося.
По словам чиновницы, главную роль сейчас играют работодатели — отраслевые предприятия заказывают будущих сотрудников по необходимой им специализации с 2–го по 4–й уровень квалификации. Госпожа Башкере считает имеющуюся систему в целом достаточно гибкой и соответствующей рынку. Тем не менее наличествуют проблемы, в частности — учащиеся провинциальных заведений имеют изначально "чрезвычайно отличающиеся" знания, чтобы осваивать блок STEM. А вот на такие специальности, как программист, вчерашние девятиклассники даже выстраиваются в очередь — в июле ждут очередной конкурс. Учебные заведения, отметила директор департамента, весьма активны в социальных сетях и рекламируются в доступной молодежи информационной среде.
Но, может быть, регионам вспомнить про славные профессии трактористов и комбайнеров? Вашему автору во время недавней поездки по Латгалии довелось видеть разрушенный комплекс, где ранее учили будущих передовиков колхозов и совхозов. Разорен, впрочем, он не до конца — основное здание еще можно было бы привести в порядок, даже окна целы. Да, впрочем, так выглядит и вся система образования и социально–экономический уклад…
ПОТЕНЦИАЛ
МОН считает оптимальным соотношение 50:50 между теми, кто получает общее среднее и среднее специальное образование. К числу последних нужно добавить еще 4000 человек, для профессиональной компетенции которых есть все возможности.