Поправки к Закону об образовании, которые сейчас готовятся, уже вызвали множество споров. В чем новшество: образование "на удаленке" в интернете становится обычным. Осталось выяснить, кто будет платить за предоставление школьникам компьютеров и их подключение к интернету.
У многих родителей зачастую таких денег просто нет. Ведь мать–одиночка — это довольно обычная ситуация в Латвии. А если в семье больше одного ребенка? Даже если их двое — это уже порядка 600 евро за технику. И что очевидно: ее придется регулярно обновлять.
Это ваши проблемы
Министр образования Илга Шуплинска в связи с грядущими новшествами пояснила: с учетом фактора Covid–19 до конца июля планируется подготовить возможные сценарии для проведения учебной работы в новом учебном году.
И тут трудно возразить: действительно, удаленное образование во многих случаях — это единственный выход. Какие еще есть варианты в карантин?
Как заявлено, Министерство образования и науки (МОН) в этой связи готовит изменения к Закону об образовании, которые определяют, что удаленное обучение с помощью гаджетов и интернета в дальнейшем будет одной из обычных форм обучения. Поправки также предусматривают, что гаджеты, а также подключение к интернету являются учебными принадлежностями, которыми школьника должна обеспечивать семья.
Однако представители родительских организаций и Бюро омбудсмена называют такое предложение сомнительным с точки зрения соответствия Конституции и ущемляющим равные права каждого на гарантированное государством образование.
Союз самоуправлений также против. Проблема в низкой платежеспособности жителей Латвии — указывают критики поправок.
Не везде есть стабильный интернет
Государство не вправе навязывать родителям приобретение в обязательном порядке для детей мобильных устройств, а также обеспечение подключения к интернету, комментируя предложения МОН, указывает советница Латвийского союза самоуправлений (ЛСМ) по вопросам образования и культуры Инара Дундуре.
По ее мнению, при определении такого требования может быть нарушен установленный Законом об образовании запрет на неравноправное отношение. Этот запрет предусматривает, что все дети имеют право на образование, и государство должно обеспечить их, независимо от материального положения родителей.
Дундуре обратила внимание на то, что удаленное обучение во время чрезвычайной ситуации выявило существенные недостатки в обеспечении интернетом в сельских регионах. По данным ЛСМ, в стране около 100 школ, в которых невозможно обеспечить стабильное, быстрое и качественное подключение к интернету.
Она также напомнила: еще два года назад ЛСМ поднимал вопрос о том, что проект интернет–инфраструктуры от Министерства сообщения и Латвийского государственного центра радио и телевидения (LVRTC), в который уже вложено более 60 млн евро и планируется вложить еще по меньшей мере 25 млн евро, не принес запланированных результатов.
В этом проекте недостает последнего этапа связи: между построенной сетью и непосредственно пользователями интернета — жителями, предпринимателями, школами и другими государственными и муниципальными учреждениями.
Такая ситуация сложилась, поскольку Министерство сообщения, начиная проект, планировало, что последний обеспечат коммерсанты электронной связи. Однако из–за низкой платежеспособности жителей и малой населенности регионов коммерсанты не заинтересованы в этом, подчеркнула представитель LPS.
Если короче, интернета кое–где просто нет.
И еще. Говоря про удаленное обучение, Дундуре пояснила, что во многих случаях оно должно проходить очно, если это позволяет эпидемиологическая ситуация в стране.
— Детям, особенно в младшем школьном возрасте, особенно важно контактировать с педагогом, чтобы можно было освоить навыки обучения. Также важна социализация со сверстниками, — подчеркнула Дундуре.
Во сколько обойдутся дети
Если покупку необходимых для учебы устройств возложат на плечи родителей, для многих семей, особенно многодетных, это станет серьезным финансовым бременем, — комментирует общую ситуацию LTV. Cмартфон либо планшет — не настолько дешевая покупка, как тетрадки, ручки или линейки, отмечают родители. В бюджете многих семей это пробьет серьезную брешь.
— Если допустить, что такое устройство для работы стоит 300 евро, на троих — 900 евро, плюс еще вопрос, нам взять для передачи мобильных данных какое–то устройство или же лучше на домашнем Wi–Fi… — описала круг требующих решения проблем член правления общества "Родители за образование", мать четверых детей Сильвия Титова–Мейя.
Политикам, которые принимают сейчас решение о гаджетах, нужно еще помнить, что устройства к тому же ломаются и устаревают. Стоило бы их все же детям выдавать за счет школ, как школьная библиотека выдает учебники во временное пользование, убеждена она.
В МОН, в свою очередь, указывают, что осознают разницу возможностей при покупке технических устройств в обществе, и осведомлены также о материальной ситуации многих семей, поэтому вопрос еще не решен окончательно.
"Я понимаю аргумент о том, что равенство крайне важно, возможности равного доступа. Со стороны государства и самоуправлений это можно решить, обеспечив соответствующее технологическое оснащение в школах, в учебных учреждениях", — считает директор Центра содержания образования Гунтарс Цатлакс.
Чиновник признал, что сейчас не готов "спекулировать на тему, кто что должен приобретать". Но добавил: возникни такая дискуссия сто лет назад, наверняка многие родители "тоже возражали бы подобным образом против требования обеспечивать писчей бумагой, письменными принадлежностями — это тоже определенно было когда–то проблемой для большой части общества, тем, чего не могли себе позволить".
Промежуточный финиш
Дискуссия о дистанционном обучении как части учебного процесса продолжается.
Судя по прозвучавшим уже мнениям, эта форма образования больше затронет учеников старших классов — не ниже седьмого. Пока ей уделяется в учебном процессе небольшая часть времени.
Антон ГОРОДНИЦКИЙ.