Юристы Латвийского комитета по правам человека (ЛКПЧ) отправили в Большую палату Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) ответы на вопросы суда по делу № 49270/11 о начислении пенсий негражданам. Эта группа лиц, в отличие от граждан Латвии, до сих пор не получает пенсию за стаж, накопленный в других республиках бывшего СССР, с которыми у Латвии нет социального договора, а это является явной дискриминацией.
Процесс длиною в десять лет
Еще в 2000 году негражданка Латвии Наталья Андреева, которой при начислении стажа не засчитали годы, проработанные в советское время на находившемся на территории Латвии предприятии союзного подчинения, подала жалобу в ЕСПЧ, требуя провести перерасчет ее пенсии. Ведь всю свою жизнь она проработала в Латвии на химическом заводе в Олайне инспектором по защите окружающей среды, несмотря на то, что ее предприятие официально находилось в подчинении сначала Москвы, а потом Киева.
Тем не менее Латвия посчитала ее стаж иностранным и начислила ей пенсию только за годы работы после независимости, в размере 35 латов. Все латвийские суды признали в этом случае правоту государства, и пострадавшей ничего не оставалось, как искать правду в ЕСПЧ. В 2006 году ее жалоба была признана приемлемой, а через три года Большая палата ЕСПЧ вынесла вердикт, признав правоту Андреевой, указав на нарушение статьи 14 Европейской конвенции о защите прав человека и присудив ей компенсацию в размере 6500 евро.
Правда, как отметил сопредседатель ЛКПЧ, нынешний депутат Рижской думы Владимир Бузаев, который в то время был депутатом Сейма и одним из представителей Андреевой в суде, Латвия лишь выплатила положенную компенсацию, но пенсию так и не пересчитала. Мало того, по его словам, Латвия также не стала изменять законодательство в соответствии с вердиктом ЕСПЧ и даже пыталась в том числе и собственных граждан лишить заработанной ими пенсии за стаж в других республиках СССР.
"Правительство собрало закрытое заседание по поводу того, как выполнить решение ЕСПЧ. И решили они это дело следующим образом – разработали законопроект, где и у граждан отнималось право на пенсионный стаж, заработанный за пределами Латвии. Этот проект был даже вынесен на голосование Сейма и прошел два чтения, но потом был "похоронен" в парламентских комиссиях", – рассказал правозащитник.
Он добавил, что от имени Андреевой им было подано очередное заявление в суд о пересчете ее пенсии. Однако до заседания суда она не дожила и умерла, не добившись справедливости в Латвии.
Попытка номер два
Когда стало ясно, что Латвия не поменяет законодательство, ЛКЧП решил подать еще один иск от имени нескольких неграждан, которым не засчитали пенсионный стаж, заработанный в других республиках бывшего СССР. Этот стаж должен был быть накоплен не в Литве, Эстонии, на Украине, в Беларуси или России, так как с этим странами у Латвии заключен договор о взаимном начислении пенсий.
Обработав более сотни писем, ЛКПЧ выбрал пятерых неграждан и сначала послал запрос в социальную службу, потребовав провести перерасчет пенсий и ссылаясь на вердикт ЕСПЧ.
"Ведь если раньше Конституционный суд Латвии постановил, что данные ограничения соответствуют и Сатверсме, и Европейской конвенции по правам человека, то Европейский суд, отвечающий за интерпретацию этой конвенции, принял противоположное решение", – подчеркнул он.
Правда, как и следовало ожидать, все латвийские инстанции не приняли аргументацию правозащитников, и после отрицательного решения Конституционного суда они в 2011 году подали очередную жалобу в ЕСПЧ.
Одновременно ЛКПЧ проводил большую переписку с Комитетом министров Совета Европы по поводу того, что Латвия так и не выполнила решение ЕСПЧ по делу Андреевой.
"Правительство на все эти запросы отвечало просто – компенсацию ей выплатили, а в решении Европейского суда не сказано, что надо менять законодательство. И там действительно этого нет, хотя там указано, что имеется дискриминация по признаку отсутствия гражданства, несовместимая с Европейской конвенцией", – отметил он.
В нынешнем иске, который передан в Большую палату ЕСПЧ заявители не просто требуют признать дискриминационным факт неначисления пенсий за стаж, полученный не в Латвии, но и заявляют о необходимости прямого указания в вердикте суда, какие меры должны быть приняты по изменению законодательства. В таком случае, как считает Бузаев, у латвийского правительства будет меньше пространства для маневра, чтобы не исполнять решение суда, хотя он не исключает, что и тогда кабмин может попытаться и дальше дискриминировать неграждан.
Привет уходящего Сейма
Как подчеркнул правозащитник, гражданам Латвии засчитывается также и офицерский стаж в советской армии, а негражданам он не засчитывается и поныне, несмотря на наличие социального договора с Россией.
"Одна из наших заявительниц добровольно работала пять лет в советской армии на территории России, в том числе в чине офицера. И ей ничего так и не засчитали, хотя с Россией у нас с 2011 года действует социальный договор. А гражданину Латвии в таком случае все бы пересчитали", – отметил правозащитник.
Интересно, что, по его словам, изначально, когда был разработан пенсионный закон в 1995 году, в нем не было никаких ограничений для неграждан. Они появились лишь во время третьего чтения, причем когда прошли выборы 6-го Сейма, но еще работал предыдущий состав парламента.
"Многие избранники уже знали свою судьбу и не ходили не заседания, и эта поправка "тевземцев" прошла при кворуме в 52 депутата и была принята минимальным числом голосов – за оказалось всего 26 или 27 тогдашних парламентариев", – указал Бузаев.
При этом данное предложение не поддержало ни правительство, ни ответственная комиссия Сейма, но депутаты проголосовали иначе, решив напоследок сделать очередную подлость в отношении неграждан, которая имеет последствия для многих из них до сих пор.
Как указал Бузаев, сейчас пенсию за зарубежный стаж не получают примерно 10% неграждан пенсионного возраста, но если начнут пересчитывать пенсии тех, кто их получил до заключения договора с Россией, то этот процесс явно затронет большинство.
"Мы в иске требуем максимума и будем делать все возможное, чтобы решение суда, которое ожидается к концу года, было в нашу пользу", – подытожил он.