С 9 ноября 2020 года (а теперь известно, что до понедельника 1 марта) в Латвии действует режим чрезвычайной ситуации, в период которого парикмахерам, косметологам и мастерам маникюра оказывать услуги запрещено. Однако женщин и мужчин, желающих навести марафет, запрет не останавливает. Они продолжают получать услуги, правда, уже нелегально. Но вот что удивительно, некоторые клиенты сообщают о допущенных мастерами нарушениях полиции. «МК-Латвия» попыталась разобраться, что происходит.
По словам представителей отрасли, многие мастера не получают пособие по простою, поскольку платили патентную плату. Для того чтобы не умереть с голоду, им приходится уходить в подполье и оказывать услуги нелегально.
Время от времени народ пытается обличить высокопоставленных чиновников в незаконном получении услуг парикмахеров, маникюрш и косметологов. Так, в конце ноября одна из пользовательниц социальной сети Facebook удивилась наличию свежего маникюра на ногтях главы Латвийского центра инфектологии Байбы Розентале. Напомним, в это время уже действовал запрет на работу мастеров маникюра.
В январе этого года люди обратили внимание на прически министров, которые чудесным образом отличались аккуратностью. В ответ на народное удивление один министр рассказал о жене, которая его успешно подстригла, а премьер-министр Кришьянис Кариньш поделился, что пользуется гелем для волос, одолженным у сына. Вот он, этот гель, волшебным образом и превратил отросшие волосы главы правительства в аккуратную стрижку.
Обычным людям тоже хочется поддерживать свою внешность в порядке. Но некоторые клиенты после получения незаконной услуги «стучат» в полицию на своего парикмахера или мастера по маникюру.
Просто подлость?
– Я – специалист в туристической сфере. Когда весной прошлого года в Латвию пришел коронавирус, я лишилась работы, – рассказывает Наталья (имя изменено). – В срочном порядке я и моя дочка-старшеклассница освоили профессию специалистов по маникюру и начали подрабатывать.
Новая профессия особенно пригодилась Наталье в ноябре, когда истек срок выплаты пособия по безработице.
– Новую работу я не нашла, надо было на что-то кормить себя и двух детей, – говорит женщина. – Несмотря на запрет, мы с дочкой продолжали оказывать услуги маникюра, конечно, нелегально.
В декабре к дочери Натальи пришла клиентка. Девушка, ученица старшего класса, сделала клиентке маникюр с покрытием шеллаком и запросила заранее оговоренную плату за услуги – 20 евро.
По словам Натальи, клиентка дала дочери нужную сумму. Но как только деньги оказались в руках мастера, женщина заявила: «А теперь отдай деньги обратно, иначе я вызову полицию, которая оштрафует тебя и твою маму за незаконную деятельность».
– Я услышала это и попросила дочку отдать деньги клиентке, – вспоминает Наталья. – Позже я, правда, об этом пожалела. Надо было сказать клиентке, что полиция оштрафует не только меня и дочь, но и саму клиентку, как получателя незаконной услуги. Но что поделать, умная мысль пришла с запозданием.
Подставила давняя клиентка
– А меня подставила давняя клиентка, с которой я была в очень хороших отношениях, – рассказывает мастер по маникюру Диана. – Перед новогодней ночью женщина позвонила и попросила ее принять на маникюр. Мне очень были нужны деньги, поэтому я согласилась.
Клиентка спросила Диану, можно ли прийти с сестрой, которая подождет ее в коридоре. Мол, потом женщины договорились отправиться дальше по общим делам.
– Я согласилась, – говорит Диана, – но как только закончила маникюр, сестра этой женщины предъявила удостоверение работника полиции и выписала мне штраф за незаконную деятельность. Я до сих пор не могу понять мотив моей клиентки – зачем она меня так подставила, для чего?
Еще одни нарушители
– Мы с коллегами решили во время чрезвычайной ситуации продолжать работу, несмотря на запреты, – рассказывает Илга. – Сняли на нескольких мастеров одну квартиру и потихоньку там стригли и красили желающих, а также предлагали услуги маникюра. Мы тщательно закрывали окна занавесками, словно предчувствовали беду. И действительно, несмотря на занавески, нас заметили жители дома напротив и сообщили в полицию.
Илга и каждая из ее коллег получили штраф. Этот случай вызвал большой резонанс в социальных сетях.
– Мы знаем, что нарушили правила, – говорит Илга. – Но до сих пор не понимаю, по какой причине люди с таким удовольствием стучат друг на друга. Коллеги говорят, что каждый жалобщик получает денежное вознаграждение. Может быть, полиция действительно платит за сообщения о нарушении режима ЧС?
Представитель Государственной полиции Гита Гжибовская сообщила, что никакого денежного вознаграждения за сведения о нарушениях ЧС жители не получают. Они сообщают о незаконной работе по идейным соображениям. Именно так – благодаря жалобам – полиция и узнает о большинстве случаев нарушения ЧС, поскольку собственных ресурсов на поиск работающих парикмахеров и мастеров маникюра у правоохранительных органов не хватает.
– Сколько мастеров сферы красоты оштрафованы за нарушения запрета на работу?
– У нас нет этих цифр, так как мы не ведем отдельного учета для таких мастеров.
– Оштрафуют ли самого клиента-жалобщика, если он сообщил о нарушении мастера уже после получения услуги?
– Полиция оценивает каждый случай индивидуально. Однако к ответственности за несоблюдение мероприятий по эпидемиологической безопасности во время чрезвычайной ситуации может быть призван каждый. Если человек обратился за услугой маникюра к мастеру, который не является членом его собственного домохозяйства, то самого клиента также могут оштрафовать. Ведь людям из двух отдельных домохозяйств запрещено собираться вместе.
Почему люди делают подлости?
Сообщать в полицию о нарушениях, конечно, необходимо. Но удивляют люди, которые при этом пытаются извлечь личную выгоду, то есть получить бесплатную услугу или запугать мастера. Почему это происходит, рассказал латвийский психолог Дмитрий Лицов.
– Есть такое выражение: в любви и на войне добрые становятся добрее, а злые – злее, – говорит Дмитрий Лицов. – Другими словами, в экстремальной ситуации обостряются главные черты человека. Сейчас все люди сильно встревожены и ищут способа избавиться от этого чувства. Одному человеку в борьбе с тревожностью помогают добрые дела. Такой человек начинает, например, приносить чужим бабушкам на дом продукты, чтобы они не ходили в переполненные магазины и не рисковали здоровьем. А другой человек снимает напряжение тем, что устраивает неприятности другим.
В 1937 году сосед тоже стучал на соседа. Кто-то это делал ради выгоды (тогда – чтобы получить его квартиру, сейчас – чтобы не платить за услугу), кто-то по идейным соображениям, не осознавая до конца, что им движет желание власти или унижения другого. А еще в сложные времена человек может заложить другого из-за зависти, которую сам он называет борьбой с социальной несправедливостью.
Мы видим, что сегодня люди сообщают о нарушениях под предлогом борьбы с пандемией. Но по-настоящему идейный человек при этом никогда не старается извлечь материальную выгоду, например, бесплатно получить услугу маникюра или стрижку.