О чем писала латвийская газета «Сегодня» 100 лет назад.
"27 февраля (12 III) 1917–1921"
"А все–таки она вертится, великая Февральская революция. Вертится, катится по наклонной плоскости, падает на дно и снова идет в гору. Как яркая планета, скрывается в пространство, чтобы воскреснуть к новой жизни. Четыре года! Четыре года беспросветной тьмы, четыре года безответного крика в ночи, крика русского народа.
Четыре года, и она вернулась, Февральская революция. Снова революционный Петроград с рабочими демонстрациями, снова матросский Кронштадт в роли спасителя свободы, восставший народ, ненавистная власть, защищающая свои привилегии, разоруженные войска на стороне народа. Одно и то же, и все же не то.
Это уже не бескровная революция. Изголодавшийся, промерзший народ, в отчаянии схвативший полено, демагогические самодержцы, исступленно цепляющиеся за жалкие остатки былого владычества над массами, — и те и другие не знают пощады, и тем и другим терять нечего. Нет и намека на концерт–митинг с красивыми словами, портретами Керенского и "Марсельезой". Когда с одной стороны динамит, немного динамита, с другой — Бастилия с Дзержинским и китайскими стрелками, не время думать о жестах".
"В Учредительном собрании. Заседание 11 марта 1921 г."
"В третьем чтении принимается закон о морских школах. Снова обсуждается внесенная и отвергнутая во втором чтении деп. Трасуном sen. (латг.) поправка, что Закон Божий или этика остаются в числе других преподаваемых в морских школах предметов в качестве факультативного предмета для воспитанников.
Фр. Трасун выступает в защиту своего предложения, указывая, что исключение преподавания Закона Божия является ограничением свободы тех, кто желает проходить этот предмет. Его оппонент, с.–д. Декенс, напротив, исходит из той точки зрения, что нельзя насильно вводить в школу предмет, который не является для всех желательным, тем более что морские школы содержатся за счет государства.
Оратор указывает, что, если духовенство, лишившееся по различным причинам заработка, желает как–нибудь его себе вернуть, то для этого имеются Министерство труда и биржа труда, которые могут обеспечить их работой. Это заявление вызывает сильное возмущение со стороны Фр. Трасуна. Большинством 10 голосов предложение Фр. Трасуна, однако, отклоняется".
"Текст протеста Балтийских республик против оккупации Грузии"
"Господину министру иностранных дел Грузии!
Балтийские республики всегда с глубочайшим сочувствием следили за успешной борьбой грузинского братского народа за свободу и независимость. С искренней радостью наши страны наблюдали, как в Грузии формировалось правительство, основанное на действительно демократических началах, согласно воле ее народа, свободно выразившего ее в Учредительном собрании. В тот момент, когда Грузия, юридически признанная великими державами, вступила в семью свободных культурных народов, на нее нападает внешний враг, угрожая ее самостоятельности.Совет уполномоченных делегатов Балтийских республик в Риге глубоко убежден, что Грузия переживет эти тяжелые испытания, поразившие ее столь неожиданно, и восстанет усиленной и увенчанной победой. Совет делегатов искренно желает грузинскому народу скорой победы и расцвета в будущем. Совет убежден, что эти чувства разделяются демократией всего мира.
Подписали: Мейеровиц, председатель Совета, министр иностранных дел Латвии, Хеллат, уполномоченный посланник Эстонии, д–р Жауниус, Charge d'affaires Литвы, И. Балинский за делегацию Польского правительства, Гейно Сильвандер, делегат Финляндского правительства".
"Для ускорения доставки товаров"
"В связи с замерзанием рижской гавани в Либаве создался товарный затор. Железная дорога в состоянии предоставить из затребованных для перевозки товаров 1500 вагонов только 500. Положение может ухудшиться с прибытием ожидаемых в Либаве судов с мукой, солью, сахаром, машинами и другими товарами, часть которых идет через Латвию транзитом.
Либавские склады переполнены. До сих пор накопилось уже около 600 вагонов товару. Издано распоряжение перевозить предметы первой необходимости, в особенности продовольствие, вне очереди.
Образовавшийся в Либаве товарный затор предполагается ликвидировать при помощи ожидаемых из Советской России локомотивов. На линиях Рига — Валка и Рамоцкое — Альт–Шваненбург все уже приготовлено для перешивки дороги на русскую колею".
"Коммунисты нервничают"
"Приезжий, оставивший Петроград 7 марта утром, передает, что в воскресенье к Ораниенбауму были посланы значительные подкрепления, главным образом инородцев, между ними остатки латышских и эстонских коммунистических полков. Военными операциями руководит сам Троцкий. За последние дни в Петрограде стало спокойнее, т. к. произведено множество арестов, прохожих контролируют на каждом шагу.
Родственники петроградских коммунистов стали весьма нервными. Более выдающиеся коммунисты подготовили все, чтобы в нужный момент можно было скрыться. Некоторые комиссары уже скрылись. Приезжий подтверждает также сообщения о разоружении войсковых частей. Вечером город освещается прожекторами.
Бронепоезд "Троцкий" разъезжает между Петроградом и Ораниенбаумом, чтобы предотвратить десант повстанцев. Прибывшие из Москвы сообщают, согласно Paewaleht, что там находятся в полном неведении о ходе петроградских событий. В Москве также производятся массовые аресты среди рабочих".
"Дукурс о событиях в Сов. России"
"О внешней политике Советской России говорил в клубе Райниса прибывший из России соц.–дем. Дукурс. Экономическая и внешняя политика Советской России связана с системой коммунистического управления, которая является виновницей нынешнего развала.
Коммунисты намеревались провести в жизнь социализм без капитала и пролетариата. В начале революции они восставали против тайных договоров между Россией и Антантой, но, захватив власть, сами заключили в Бресте тайный договор с Германией, продав Латвию Германии и Армению Турции.
Коммунисты понимают самоопределение молодых народов таким образом, что они должны существовать "по образу и подобию" советского рая".
("Сегодня", 12 марта 1921 г.)
Ведущий полосы Николай КАБАНОВ.