Было время, когда Британия гордо носила звание "владычицы морей", а ее флот участвовал в глобальной игре, в том числе и у берегов Латвии. Но времена могучих дредноутов и грациозных крейсеров миновали, и ныне в арсенале Navy крупнейшими кораблями служат два 70–тысячетонных авианосца и два десантных корабля–дока 18–тысячника.
Один из последних, под знаковым именем Albion, пришел на днях в Ригу, став крупнейшим военно–морским кораблем, посетившим столицу ЛР в новейшей истории. Разумеется, ваш автор не преминул воспользоваться редакционным заданием и направился на борт корабля, выступавшего до января сего года флагманом ВМФ Соединенного Королевства.
L14 с женским лицом
Мы встретились с представителями посольства Ее Величества — Даце и Михаилом — у ворот таможенной зоны Рижского порта близ Вантового моста. Вход за проволочное ограждение — только по списку с предъявлением документов. Тут же к нам быстрым шагом подходит бравый кряжистый англичанин — настоящий морской волк. Пол из Портсмута, на флоте уже 25 лет, служит на "Альбионе" старшим механиком.
Переходим под его команду и по трапу попадаем в брюхо корабля. Замыкающим колонны выступает тоже член команды — миниатюрная блондинка. Вообще женщину на корабле тут явно не считают дурной приметой — примерно пятую часть из более чем 400 человек составляет прекрасный пол. И, следует отметить, не растеряли женственности — по крайней мере, те девушки, которые загорали в легких спортивных аксессуарах на верхней палубе, могли бы украсить модный журнал. В общем–то, это логично, исходя даже из особенностей английского языка — любой корабль здесь именуется She — "Она".
Корабельные запахи — смесь машинного масла и кухни. Корабельные люди одеты вразнобой. Встречающие нас в трюме морские пехотинцы облачены в камуфляж, в полной амуниции с оружием. Встречаются и моряки в легких майках с лого HMS Albion, и просто по–гражданке. Некоторые мужики истосковались по берегу и даже жарким рижским утром в полном смысле как угорелые носятся с голыми торсами по причалу. Только что закончились маневры Baltops, кульминацией коих стал десант близ Клайпеды, но, видимо, высаживали не всех. Ныне британцы дальше режимной зоны носа не высунут — Латвия для них слишком ковидоопасная, и команда "Альбиона", как ныне говорят, "в пузыре". И мы в помещениях — в масках.
Трюм: в полной боеготовности
Доком этот корабль является потому, что в его недрах сокрыты еще четыре десантных судна, каждый из которых предназначен для транспортировки двух основных танков. На сей раз, однако, груз легкий: только джипы, сочлененные гусеничные транспортеры и открытый броневичок непривычной песочной раскраски — видать, недавно со Среднего Востока. Остальное все темно–зеленое, маскировка заточена под наши широты. В настоящее время на борту — рота из 150 морпехов с легким оружием, а максимально может разместиться батальон. Перед высадкой трюм заполняется водой — и выплывают, расписные. С палубы же спускаются 4 катера с личным составом и прочие легкие лодочки. Кстати, со своих плавсредств экипаж "Альбиона" купался в Рижском заливе. Командир морпехов — полковник–лейтенант Кэттон.
Обращает внимание обилие в трюме инженерных машин со всяким навесным оборудованием. Это позволяет высаживаться на неподготовленное побережье. Таким образом, "Альбион" является "длинной рукой" британского правительства, скорее политическим, нежели чисто военным, средством. Со вступления в строй в 2003 году под девизом "Защищая наши национальные интересы" он барражировал по морям и океанам в диапазоне от Карибского моря до Западной Африки и от Ливана до Северной Кореи. Кроме гуманитарных кризисов и спасательных операций, в боях участия не принимал — хотя один из бойцов дислоцированной на корабле 45–й команды 3–й бригады морпехов погиб в Афганистане. Фото и личные вещи героя выставлены на стенде у кают–компании. Там же, рядом, хранилище личного оружия и боеприпасов, а на стене — предупреждения о недопустимости ношения гранат.
Палуба: раздолье для вертолётов
Спрашиваю Пола, что может приземлиться на эту шершавую поверхность. Выясняется, что два больших двухвинтовых вертолета Chinook или пара других винтокрылых средств. В боевой обстановке, если необходимо, — даже самолет вертикального взлета и посадки. В данный момент на "Альбионе" воздушная мощь отсутствует. Потому смотрим противовоздушную: это две 6–ствольные установки Phalanx (каждая со своим радаром) и две Oerlikon. Все калибра 20 мм плюс еще 12 пулеметов. Для пассивной защиты от самолетов служат отстреливающиеся инфракрасные ложные цели. Ну и салютные пушечки.
Карабкаемся по крутым трапам на надстройки — выше, выше, пока не добираемся до радаров. Вокруг них очерчены предупреждающие зоны излучения с известным треугольником опасной радиации…
Мостик: мне сверху видно всё!
Святая святых — мостик. Капитан Саймон Келли управляет отсюда "Альбионом, но штурвал как таковой отсутствует — вместо него джойстик, не более обычного компьютерного. И указатель скорости корабля совсем маленький, какой–то неубедительный. Впрочем, самый полный у "Альбиона" — только 18 узлов (33 км/ч). Стармех Пол признает, что финские дизели Wartsila дюже прожорливы — перед дальним походом в баки необходимо залить несколько тысяч тонн. Разумеется, и в Мировом океане многочисленные суда снабжения могут подлить горючего. В Риге же с британского гиганта заботливо сливали бытовые отходы в большую автоцистерну и в подошедший кораблик–танкер — технические воды. Рядом сновал катерок береговой охраны из бывших шведских, олицетворяя сравнительный масштаб наших военных возможностей.
"Альбиону" по факту 18 лет, но технические решения закладывались в конце 90–х, потому на мостике много старой доброй электроники конца XX века. И черные телефонные трубки с округлыми очертаниями — такие винтажные. Имеются и навигацкие карты — к примеру Южной Англии — со всеми островками, отмелями и маяками. На одной из карт региона бросились в глаза старинные названия городов в скобках — Кенигсберг и Мемель. А вот совершенно классический компас в бронзовом корпусе, с гордым шильдиком о подлинно британском происхождении (не чета финским движкам!). Компьютерные же карты на мониторе показывают, что мы расположены прямо в центре Риги, и — какие в Даугаве кругом глубины. Корабль хоть и почти плоскодонный, но все же 7 метров осадки имеет, следует соблюдать осторожность.
По стенам, опять же, всякие инструкции. Одна предписывает при конфликте с неизвестными, проникающими на корабль, не направлять на них оружие. Ведь это могут оказаться мирные нелегалы, для спасения коих "Альбион" уже направлялся в Средиземку. Однозначно времена, когда пиратов вешали на реях, признаны неполиткорректными. НАТО позиционирует себя как сила сдерживания. Но поверят ли его многочисленные оппоненты?
Николай КАБАНОВ.