Парламент Латвии поставил точку в использовании георгиевской ленты (в том числе в стилизованном виде!), включив ее в список запрещенной символики, согласно новой редакции Закона о безопасности публичных развлекательных и праздничных мероприятий, а также Закона о собраниях, шествиях и пикетах.
Ваш автор предлагал поправки, касающиеся применения ленты на памятных мероприятиях, в военно–исторических реконструкциях и на мероприятиях с участием иностранных дипломатов. Мне показалось уместным напомнить коллегам, что святой Георгий пришел в российскую наградную когорту еще в конце XVIII века, одним из четырех полных кавалеров Георгиевского ордена является наш земляк, лифляндец–фельдмаршал Михаил Барклай–де–Толли, орденов удостоены также знаковые латышские генералы Бангерскис и Гопперс, полковники Калпакс и Бриедис. Награждение орденом и солдатским Георгиевским крестом велось и после Февральской революции, а в Гражданскую войну эта расцветка применялась антибольшевистскими отрядами. Второй раз данная символика была вознаграждена как знак "Гвардия" в Великую Отечественную войну, а теперь известна как знак памяти. Что же, теперь латвийским силовикам хватать иностранных дипломатов, которые будут возлагать цветы?
Председатель комиссии по правам человека и общественным делам Артусс Кайминьш возмутился: "Это предложение абсолютно неясное, и эта формулировка непонятна, потому что если есть такие исключения и в каком–то мероприятии участвует какой–то иностранный дипломат, все равно какого государства… то здесь так называемую георгиевскую ленту на мероприятии можно использовать".
Янис Иесалниекс (национальное объединение) заявил: "Здесь мы не говорим о запрете каких–то исторических орденов, среди получателей которых есть также участники наших боев за свободу. Здесь мы говорим о георгиевской ленте как о современном символе неоимпериалистической политики России, который активнее стал использоваться начиная с 2005 года в пропаганде Кремля, а также иным образом — в Донбассе и Крыму, часто лишь как единственный символ обозначения так называемых "зеленых человечков" — прикрепляемый к форме, оружию и используемый иным образом".
Господин Иесалниекс также пояснил: "Эти символы могут использоваться, если их целью не является прославление тоталитарных режимов или оправдание совершенных ими преступлений или если они используются в образовательных, научных или художественных целях". Мои же поправки законопроект… "полностью нейтрализуют".
— Если Кремль чего–то хочет, то нам нужно действовать против, чтобы защитить самостоятельность Латвии, — решительно заявил Янис Домбрава (нацобъединение). Ну а А. Кайминьш озвучил все услышанное и прочитанное им в российских блогах: оказывается, он является усердным посетителем профиля посольства Российской Федерации в социальных сетях, а также изучает прочие "лояльные Кремлю медиа".
— Этот вопрос мы рассматриваем именно сегодня и в столь символичный день для Латвии, 11 ноября, — подчеркнул значимость голосования А. Кайминьш.
Между тем перевес противников георгиевской ленты оказался не столь уж велик: за запрет проголосовали в итоге 46, против — 30 депутатов. Среди последних, кроме "Согласия", были парламентарии "Для развития/За!" и независимые. Ну а что же до дискуссии — георгиевская лента у вас на груди или гвардейская, теперь будет решать полиция на месте.
Николай КАБАНОВ.