«Геноцидом против латвийских торговцев» назвала профильная ассоциация систему приема тары, насильственно внедряемую в торговых точках Латвийской Республики.
В начале февраля в жизнь латвийцев пришла новая, а если совсем точно, хорошо забытая старая система, в рамках которой стало возможно возвращать использованную тару из-под продуктов и напитков назад, на вторичную переработку.
Люди старшего поколения наверняка помнят, что во времена их молодости можно было сдавать бутылки из-под молочных и некоторых алкогольных напитков. Нынешняя система расширила эти границы и осовременила сам процесс сдачи: рядом со многими супермаркетами появились так называемые тароматы — место, куда можно принести и сдать определенные виды использованной тары.
Систему приема стекло- и не только тары пытается организовать некое SIA Depozīta Iepakojuma Operators (далее в тексте DIO). Однако прошло неполных три месяца — и оказалось, что не все прекрасно в «депозитном королевстве»...
Женская доля
Ассоциация торговцев Латвии (АТЛ) распространила заявление, в котором назвала депозитную систему DIO ни много ни мало - «геноцидом против латвийских торговцев», особенно малых:
«С 1 февраля в Латвии введена депозитная система, внедрение которой уже обошлось более чем в 40 миллионов евро, при этом государству и производителям еще предстоят расходы — на дотации работы DIO, предоставление скидок производителям и т.д. И все эти расходы лягут на покупателей. В то же время система DIO ориентирована на снижение жизнеспособности мелких торговцев, не говоря уже о том, с каким чисто физическим и моральным унижением приходится сталкиваться работникам отрасли, главным образом, женщинам».
По утверждению АТЛ, продавцы небольших магазинов в сельской местности, помимо своих прямых обязанностей, сегодня вынуждены выполнять еще и функции сотрудников приемных пунктов: вручную разгружать аппараты для приема тары, сортировать стеклянные бутылки, отделяя их от остальной принятой тары.
Во многих местах продавцы (а это в основном женщины) вынуждены перетаскивать ящики с бутылками, чтобы всю эту стеклотару можно было рассортировать; между тем вес ящиков порой превышает 15 (!) кг.
Однако просто рассортировать мало — часто бутылки нужно еще и вымыть. И это тоже осуществляется вручную. Также после каждого открытия необходимо вымыть и сам аппарат. И это все — одновременно с обслуживанием клиентов.
Запах тары
Обращает внимание АТЛ и на то, что сегодня на небольших складах маленьких периферийных магазинчиков, где площадь помещения не превышает нескольких квадратных метров и, соответственно, не всегда достаточно места даже для продуктов питания и других товаров, торговцам приходится находить место еще и для мешков и ящиков со всякой тарой, источающей весьма сомнительный запах.
Иные владельцы некоторых, совсем маленьких магазинов бывают вынуждены приносить тару и хранить ее даже дома, поскольку транспорт DIO появляется у них не чаще одного раза в месяц.
«DIO обещает, что в будущем в тароматах будет приниматься упаковка от вина, крепкого алкоголя, молока, чая, кофе, сиропа, шампуня, кетчупа, а также тетрапак. Где магазины все это будут складировать? Неужели маленькие продуктовые магазины нужно переоборудовать в пункты приема тары, оставив возможность торговать продуктами питания и прочими товарами супер- и гипермаректам?!» - задается вопросом АТЛ.
Приему не подлежат
Еще одна серьезная проблема, по мнению АТЛ— это недостаточное информирование населения о принципах сортировки тары, а также сложная система, из-за которой людям трудно понять, что и как делать с разными типами упаковки: "Если этикетка выцвела на солнце, или сорвана ветром, или размокла после дождя — такую сдавать нельзя. Также металлические банки, которые сделаны из сверхтонкого и сверхлегкого материала, и легко мнутся даже при переноске, уже становятся непригодными для сдачи в таромат. (…)
Подсчитано, что около 10% упаковки попадет в тароматы, а остальные 90% по-прежнему отправятся в несортированные отходы".
Члены АТЛ убеждены: депозитная система должна быть создана в самоуправлениях, где DIO сами обязаны установить и обслуживать киоски по приему тары, а не взваливать расходы на небольшие торговые точки: "Если киоски возле магазинов, принадлежащих крупным торговым сетям, устанавливались за счет DIO, то мелкие торговцы, у которых не хватает места для принятия депозитной тары внутри магазина, вынуждены покупать их у DIO по цене аж до 19 000 евро! Bместо того, чтобы, например, модернизировать холодильное оборудование, системы кондиционирования, или установить у себя солнечные панели".
Также необходимо создать универсальный купон сдачи тары, который будет действовать во всех сетях магазинов, потому что в настоящее время каждый магазин, принимающий упаковку, имеет свой чек, который можно использовать только в магазинах этой конкретной торговой сети. Кроме того, бумажный чек как средство денежного обращения является устаревшей формой, современные тароматы обеспечивают электронный перевод денег на счет или карту покупателя».
Государство самоустранилось
Своя доля критики от Ассоциации торговцев Латвии досталась и властям Латвии.
По мнению АТЛ, «введение депозитной системы в том формате, в котором она работает в настоящее время, было коррупционным актом латвийского правительства под давлением глобальных производителей.
Напомним, что DIO (2/3 акций) контролируется международными компаниями «Carlsberg Group», «Olvi group», «Unibrew»; в свою очередь, торговцам разрешено участвовать в контроле только в рамках специально созданного товарищества, состоящего двух розничных торговцев (менее 5% рынка).»
АТЛ подчеркивает, что государственные учреждения полностью уклонились от решения проблемы. В доказательство приводится цитата из ответа Министерства среды и регионального развития: «В указанных сферах министерство не занимается решением конкретных вопросов по существу».
В свою очередь, Государственная Служба среды, по мнению АТЛ, «прикрывает» DIO, восхваляя подготовленные информационные материалы по разным темам, но при этом избегает решения важных, связанных с системой вопросов, оценки честности внедрения, обоснованности затрат, что, в конечном счете, не способствует открытости в работа системы».