Проект закона о службе государственной обороны (СГО) еще доводится до ума в Сейме, но уже более-менее ясно, что первый (добровольный) призыв начнется 1 июля, а потом молодым людям нужно будет проходить обязательную службу.
Что касается латвийцев, живущих за границей, то Минобороны разъясняет: повестки эмигрантам посылать не будут, госорганы будут проинформированы о том, что конкретные люди проживают вне Латвии. При этом молодежь из эмиграции призывают добровольно участвовать в СГО. Впрочем, репортаж TV3 Ziņas из Англии в переводе Press.lv наводит на мысль, что мало кто на этот призыв откликнется.
Дать интервью согласились несколько человек. Один из них, 20-летний житель Питерборо Кристерс Плаудис, прибыл в Англию еще ребенком. Он с облегчением воспринял известие о том, что участие в СГО для эмигрантов не будет обязательным, но идти служить добровольно Кристерс не собирается. Он начал финансово стабилизироваться в Англии. Служба в армии в Латвии означала бы замораживание перспектив развития на год.
"Если они скажут, что я предатель страны, то я не считаю себя жителем той страны, если та страна ничего мне не дала. Если она дала мне беды и плохие условия, то я не чувствую, что должен ей что-то вернуть. Будь у меня лучше условия жизни до того, как я уехал в Англию, я был бы готов защищать Латвию, но между ею и мною нет связи", - говорит Кристерс.
Адрианс тоже не планирует добровольно осваивать в Латвии военные навыки: "Может быть, это непатриотично. Я толком в Латвии не жил. У меня нет чувства общности. (TV3: А моральный долг?) На самом деле нет, не думаю, что моральный долг. Если я вернусь в Латвию, у меня здесь не останется ничего, к чему я мог бы вернуться. Эти девять месяцев - очень долгое время. Должность за мной не сохранят. Нет гарантии, что у тебя будет работа и ты сможешь возобновить этот ритм".
Проживший 14 лет в Англии Эдуард и Кирилл, по их словам, настолько ассимилировались в английской среде, что им трудно полноценно высказывать свои мысли по-латышски. Им легче дать интервью на английском. Они аргументируют свое нежелание добровольно идти служить маленькой зарплатой. Такую в Англии можно заработать за 3-4 дня.
"У меня бизнес сейчас. Его пришлось бы потерять. Были бы потеряны девять месяцев жизни. За 350 евро в месяц. Это растрачивание жизни впустую", - говорит Кирилл.
"Если бы меня заставили идти, ясно, что я бы пошел, не убежал и не стал искать оправданий, подделывать справки от врача, чтобы не идти. Но, так как у меня есть выбор, я предпочитаю не идти. Я живу тут. Тут вся моя жизнь. Семья, друзья, работа, стабильная жизнь. Это не была бы пустая трата денег, но та денежная сумма, которую платили бы за службу, оскорбительна. Она не мотивирует поехать туда и делать это", - считает Эдуард.
На вопрос журналистов, что бы они ответили тем, кто считает такую позицию непатриотичной, Эдуард дает такой ответ: "Не вижу, каким образом мой отказ идти служить можно считать предательством. Я горд быть латышом, я не говорю, что я англичанин. Будь у меня средства, вернулся бы в Латвию. Мне нравится та страна, я бы хотел там жить, но из-за обстоятельств я это делать не буду. Если кто-то считает, что мой отказ идти служить - это предательство, я не знаю, что сказать, но вы ошибаетесь. Я люблю эту страну, но всякие военные дела делать не буду".
"Если хочешь связать свое будущее с военной карьерой, это стоит делать. Я не вижу обоснованной причины говорить, что мы не патриоты, если мы не служим. Нет там связи", - отмечает Кирилл.
Все эти парни, живущие в английском городе Питерсборо, как один признают, что скучают по Латвии, хотели бы когда-нибудь вернуться туда, но финансовые амбиции они сейчас могут удовлетворить в эмиграции, а не здесь.