Номинанту «Объединенного списка» Лиге Менгельсоне посчастливилось руководить Министерством здоровья в то время, когда в отрасли присутствует, образно говоря, средняя температура по палате — острые кризисы прошли при ее предшественниках. Потому министр спокойненько ответила оппозиционным депутатам сейма на вопросы, которые показались бы кощунством для Винькеле и Павлютса.
Сферой любопытства законодателей были исключительно смертельные случаи. Во-первых, парламентариев интересовало, внесена ли в автоматизированную программу кодирования IRIS такая причина смерти, как «вакцина против Covid» или просто «вакцинация». Минздрав сообщил, что имеется код U12, а именно «осложнения, вызванные примененной в терапевтических целях вакциной Covid-19», а равно и U12.9 — «когда правильно использованная вакцина... оказала какое-либо неблагоприятное воздействие».
«В базу данных причин смерти жителей Латвии, — значится в документе за подписью Л. Менгельсоне, — введены три медицинских свидетельства о причинах смерти, в которых врач связал случаи смерти с реакцией на вакцинацию против Covid-19». Вместе с тем Государственное агентство лекарств в период с начала вакцинации до 10 марта 2023 года получило 59 сообщений о возможной связи летальных случаев с вакциной, из коих «достоверно связан» один, а именно с вакциной Vaxzevria (AstraZeneca). Всю информацию о возможных побочных эффектах Латвия отправляла и продолжает отправлять в единую европейскую базу EudraVigilance.
В течение нынешней недели Министерство здоровья также обязалось подготовить статистику по смертности от коронавируса по месяцам, включая данные о скончавшихся вакцинированных лицах, их трудоспособности, а также об общей доле привитых жителей Латвии.
Два года назад в Латвии началась массовая вакцинация населения.