Тяжела и неказиста жизнь простого окулиста. А также терапевта, хирурга и других медиков, работающих в региональных больницах Латвии.
Даугавпилсская региональная больница (ДРБ), обслуживающая не только сам этот город, но и обширную прилегающую территорию, может оказаться на грани банкротства. Такая ситуация не может не волновать даугавпилчан — и больных, и здоровых.
Всё дорожает
Недавно даугавпилчан огорошили известием о том, что финансирование медицинской сферы в государстве может упасть ниже 4% от валового внутреннего продукта — что грозило бы для медиков тотальной нехваткой средств. В связи с этим крупнейшие лечебницы Латвии предупредили о возможности своего разорения. В Даугавпилсской региональной больнице на лечение пациента в терапевтическом отделении в среднем уходит 2100 евро, в хирургическом — 2400 евро. А государство выразило готовность платить за одного пациента около 1090 евро.
Чтобы как–то выкрутиться, больнице приходится буквально экономить на всем, вновь и вновь "урезая осетра". В марте член правления ДРБ Григорий Семенов рассказал в передаче "Топ Латгалии" на канале LRT+, что с поставщиками лекарств больница рассчитывается теперь со значительным опозданием. "Все время берем лекарства в долг. С некоторыми дистрибьютерами мы не рассчитались даже за прошлый год. Был случай, когда с ДРБ вообще отказались работать по определенным препаратам.
Постоянно приходится как–то выкручиваться", — сказал Семенов. К слову, из–за роста цен на услуги и лекарства долг ДРБ вырос до 1,5 миллиона евро.
По словам Семенова, ДРБ, невзирая на все затруднения, пока не ограничивает лечение пациентов, а создают дополнительные долги — в надежде на то, что средства, чтобы рассчитаться с ними, у больницы все же появятся. Правда, никаких поводов для оптимизма пока нет. "Периодически возникают проблемы со своевременными поставками — понятно, что крупные фармацевтические корпорации стараются уменьшить и свои логистические расходы. Плюс мы чувствуем рост цены: процедуры закупок, произведенные после мая прошлого года, показали прирост более чем в миллион евро. Понятно, что рост цен продолжится и в этом году", — предрекает руководитель Даугавпилсской региональной больницы.
Заставляют нарушать законы
Григорий Семенов отмечает, что спрос на медуслуги в постпандемийное время очень увеличился. "Как следствие — большая нагрузка на стационары, на поликлиники, на семейных врачей — и соответственно на аптеки. Пересматривался ли в стране стратегический запас лекарств с учетом ситуации? Я сильно в этом сомневаюсь", — говорит специалист.
Что касается медицинских материалов, то ДРБ на какой–то период хватит уже сформированного резерва. "Нас это напрямую не коснулось, но знаю, что в некоторых клиниках некоторые материалы выделялись исключительно на пациента", — отмечает Семенов.
В целом же он настроен предельно пессимистично — и считает, что полностью все деньги, которые им нужны, лечебные заведения Латвии точно уже не получат. "В ситуации, в которой мы находимся сейчас, не можем даже соблюсти закон, поскольку пока получается, что больницам не дают ни цента на повышение минимальных зарплат. Между тем все руководители больниц, и я в том числе, обязаны выполнить эту норму. Поэтому понятно, что наша платежеспособность будет еще больше уменьшаться. Не говоря уже о том, что нам в качестве технического бюджета предоставили бюджет докризисного уровня — без компенсации инфляции. Из–за чего только в нашей больнице в прошлом году расходы выросли на 4 млн. В определенный момент мы придем (если, конечно, ситуация не поменяется) к тому, что попросту не сможем покупать препараты. Нам просто могут отказать в последующих поставках — если не сможем полноценно и в полном объеме рассчитаться за предыдущие", — мрачно предупреждает Григорий Семенов.
Рига — не резиновая
В настоящее время работники больниц нешуточно опасаются, что минздрав хочет реализовать реформу, в рамках которой произойдет ужимание определенных услуг, хирургическая помощь будет централизована в Риге, а в регионах станут заниматься лишь "долечиванием" пациентов. "Но проблем латвийской медицины это точно не решит. А концентрация средств и пациентов в одном месте лишь удлинит существующие очереди. Рига — не резиновая. Это если говорить о плановых услугах. Но при подобной централизации ДРБ из–за нагрузки еще не сможет оказывать и качественную первичную помощь", — сообщает Григорий Семенов.
По его словам, государство, лишая Даугавпилсскую региональную больницу достаточного количества средств, не оставляет ей другого выхода, кроме как максимально ужаться. В ДРБ уже разработан план, как с учетом нынешнего финансирования урезать плановые квоты на стационарное и амбулаторное лечение пациентов. "Будем более широко предлагать платные услуги, чтобы направить деньги на погашение счетов и т. д. Но здесь нужно понимать: уменьшение доступности плановой медицины через полгода приведет к тому, что приемные отделения будут переполнены. Государство окажется у разбитого корыта. Встанет вопрос, что делать с острыми пациентами", — предрекает специалист.
При этом, по мнению Семенова, на самом деле деньги, необходимые больницам, у государства есть. "Так ли необходимо сейчас, в кризисное время, допустим, вкладывать деньги — 6 млн евро — в программу обучения медсестер? В кризис нужно правильно расставлять приоритеты. Я считаю, что нужно сохранить то, что есть. Развитие может подождать", — предлагает специалист.
Начались увольнения
Тут стоит отметить, что уже сейчас ДРБ вынуждена проводить сокращение своего трудового коллектива. Пока что уволены девятнадцать работников, находившихся в почтенном возрасте — санитары, охранники и работники хозяйственной части. Далее на очереди административный аппарат, а потом и технические работники, обеспечивающие бесперебойную работу медучреждения. "Если мы пойдем на сокращение зарплатного фонда и при этом у нас не будет ресурса оплачивать переработку и сверхурочные часы, то придется пойти на сокращение коек и соответственно числа госпитализаций", — предрекает Григорий Семенов.
Такая перспектива откровенно пугает даугавпилчан. Люди опасаются, что если ряд важнейших медуслуг можно будет получить только в Риге, то это приведет к росту летальных исходов. От Даугавпилса до Риги как–никак добираться почти четыре часа.
Хотя, если говорить откровенно, перевод хирургических операций из Даугавпилса в Ригу начался даже не вчера и не позавчера. Например, в 2014 году автору этих строк понадобилась операция по выпрямлению искривленной носовой перегородки, из–за которой возникли проблемы с дыханием. Если в 2010 году такие операции в ДРБ еще делались, то в 2014–м — уже нет. Пришлось ехать в столицу и ложиться в больницу Страдыня. Тем не менее никто не желает, чтобы ДРБ осталась местом исключительно для "долечивания".
И в этой ситуации взоры горожан обратились на руководство самоуправления – может оно что-то предложит?
Что может сделать самоуправление
Даугавпилсский муниципалитет имеет к ДРБ отнюдь не только то отношение, что эта больница находится на его территории. Даугавпилсское городское самоуправление является одним из трёх акционеров ДРБ – наряду с Аугшдаугавским краем и университетом Страдиня. Министр здравоохранения Лига Менгельсоне считает, что к решению проблемы нехватки средств должны подключиться именно самоуправления – акционеры региональных больниц. И тем не менее руки у муниципалитетов в значительной степени связаны. Мэр Даугавпилса Андрей Элксниньш отмечает, что единственный доступный городу правовой механизм вложения средств в ДРБ предполагает увеличение основного капитала больницы. Однако основной капитал можно использовать лишь для приобретения техники или иных активов. Его нельзя направить на выплаты, связанные с оказанием услуг – это невозможно с юридической точки зрения.
Иными словами, проблему банкротства медучреждения простым увеличением основного капитала не решить. «Государство уже много лет не выполняет собственного закона о выделении необходимого финансирования на здравоохранение», – отмечает Элксниньш, жалуясь, что эту проблему теперь пытаются переложить на самоуправление. «Но если Даугавпилсу нужно перенять финансирование ДРБ и начать отвечать за здравоохранение, зачем вообще Латвии нужно такое министерство? Может, ликвидировать Минздрав? Зачем там сидят чиновники? И тогда оставшихся денег хватит региональным больницам, чтобы выполнить все обязанности, которые установлены законом», – едким тоном говорит Андрей Элксниньш. Он предлагает Менгельсоне перечитать правительственную декларацию, в которой указывается: «Государство рассматривает возможность получения долей своего вливания в региональные больницы».
Элксниньш от лица города выражает готовность безвозмездно передать Минздраву доли капитала в ДРБ – если это сможет побудить государство финансировать больницу на должном уровне. «Но я не понимаю, как можно отречься от здоровья людей. По сути Даугавпилсу предложено плановую медицину перевести в неотложную. Если цель министра – закрыть ДРБ за счёт невыделения финансирования на плановое лечение больных, то нужно честно об этом сказать. Мол, извините, денег нет, мы их потратили на что-то другое», – жалуется градоначальник. Сам он, впрочем, обещает бороться за то, чтобы местная больница сохранила как можно больше своих нынешних функций и точно избежала бы банкротства. Муниципалитет обещает, что по крайней мере служба неотложной медицинской помощи, лечение онкозаболеваний и медпомощь детям не пострадают. А вот финансирование других услуг может лечь на плечи пациентов.
Кстати, горожане-пациенты, в большинстве своём, довольны качеством обслуживания в ДРБ и выражают благодарность. Недавно внимание даугавпилчан привлек пост в Facebook, который разместила Ирина Йеберза.
«Жаль, что в наше время высказать слова благодарности сложнее, чем написать негативный пост и сказать какая у нас плохая больница. А я наоборот хочу сказать огромное спасибо всему медперсоналу и врачам отделения гинекологии, и анестезиологам – за то, что были со мной рядом пока я находилась в больнице. Спасибо за вашу чуткость, профессионализм и заботу. У нас в больнице работают молодые специалисты, для которых работа – это не просто слово, это их призвание. Я знаю, что мой случай был непрост, но я не разу не усомнилась, что вы не сможете мне помочь или что мне нужно ехать в Ригу, как многие говорили. Отдельное спасибо хочу сказать Виктории Ковалевской (акушер-гинеколог ДРБ – авт.), которая ВСЕГДА была рядом с первой минуты моего пребывания в больнице, и которая приезжала даже в свои выходные. Спасибо за поддержку и уверенность в том, что всё будет хорошо. Спасибо Леониду Соловьёву (анестезиолог-реаниматолог – авт.) за ваш профессионализм и за вашу поддержку. Когда вы сказали, что нужно поставить систему (извините, если неправильно назвала) в шею, звучало страшно. Но с уверенностью могу сказать, это было не больно и не страшно – ведь вы всегда со мной разговаривали и давали мне уверенность в ваших действиях. Мне очень хотелось сказать пациентам больницы: пожалуйста, не накручивайте своих друзей и родственников, чтобы они не думали, что в нашей больнице к пациентам не подходят. Вы говорите, что вы лежите и к вам никто не подходит (ведь это неправда, и врачи и мед персонал так же подходили к вам), а к кому-то подходят 6-7 человек каждые пару часов. Прошу оценивайте действительность – когда речь идёт о плановой операции, или когда речь идёт о спасении жизни человека», – пишет Ирина.
Право на надежду
Самым же поразительным в нынешней плачевной для больницы ситуации является то, что даже сейчас ДРБ ухитряется развиваться! Так, 25 ноября прошлого года больница успешно провела первую в Латвии минимально инвазивную операцию пациенту с раком почки с метастазами в позвоночнике. Операцию провели с применением уникальной технологии STAR, позволяющей уничтожить опухолевые клетки, восстановить механическую прочность позвонка и значительно уменьшить боль в спине, не делая разреза. Эта цель достигается с помощью одной или двух игл, через которые вводятся инструменты для контролируемого термического разрушения опухоли и введения костного «цемента».
Подобная процедура позволяет сохранить ткани, облегчить послеоперационный период и значительно улучшить качество последующей жизни пациента. Подготовка к внедрению данной технологии заняла пять лет – и это время могло бы оказаться меньшим, если бы не пандемия Covid-19. Поскольку метастазы в позвоночник развиваются у десяти процентов онкологических больных, новая технология пришлась очень кстати.
В общем, ликвидация плановой помощи с ДРБ со всеми достигнутыми наработками была бы настоящей трагедией для горожан. И город пытается помочь, чем может. На днях депутаты гордумы проголосовали за передачу в собственность ДРБ здания поликлиники, находящейся на улице Виестура, 5. До сих пор ДРБ это здание арендовала. Передача в собственность потребовалось для решения трёх важных вопросов.
«Во-первых, таким образом удастся стабилизировать имеющиеся финансовые показатели, то есть увеличить основной капитал больницы – и довольно существенно. Кроме этого аренда помещений осложняет привлечение европейского финансирования: чтобы этого добиться необходимо затрачивать много труда для оформления разного рода согласований. В-третьих, мы, вложив большие деньги в здание, будем уверены, что в случае смены политической власти в городе оно не перейдет в аренду кому-нибудь другому», – говорит Семенов. По его словам, в последнее время приоритетом ДРБ была онкология – а теперь пришло время развивать и амбулаторное лечение…
В общем, очень хочется, чтобы больница выжила, продолжала развиваться и оказывать все те медицинские услуги, что она оказывает сейчас. Это единогласное пожелание всех даугавпилчан — от депутатов до пенсионеров.