Обычно документы политического планирования, касающиеся военной сферы, — под грифом государственной тайны. Но обсуждавшееся на днях в Кабинете министров информационное сообщение "О прогрессе введения системы всеобъемлющей обороны государства" фигурирует на правительственном сайте и само собой напрашивается на то, чтобы ознакомить с ним общественность…
Финляндия как образец. Но — частичный…
Министерство обороны, руководимое Инарой Мурниеце (Национальное объединение), сообщает, что в прошлом году "особо актуализирована готовность к войне — обеспечение непрерывности деятельности государственно важных отраслей и предоставления услуг". Впрочем, это началось еще до начала Украинской войны — в 2019 году создали рабочую группу по координации "всеобъемлющей обороны государства".
Для самоуправлений еще в 2020 году начали проводить серию маневров под кодовым названием Pilskalns. "Во время учений проигрывались различные ситуации", — многозначительно сообщает военное ведомство. "Особенно принимая во внимание, что в них введена необходимость включить отдельный раздел о действиях самоуправления в условиях войны, военного вторжения или его угроз". В прошлом году в целом было устроено 19 военных игрищ на местах — поучаствовали муниципалитеты от Сигулды до Даугавпилса.
В свою очередь, высшие должностные лица государства и руководство правительственных учреждений приняли участие в "учениях предотвращения угрозы государству" — Kristaps и Mazais Kristaps ("Кристап" и "Маленький Кристап").
"Создавая концепцию всеобъемлющей системы обороны государства, как один из примеров… была взята модель, существующая в Финляндии", — открывает карты Минобороны. Латвийские эксперты отправились в Суоми, чтобы детально ознакомиться на месте с ее обязательной воинской службой и прочими аспектами системы безопасности, введенными после Второй мировой войны…
Стоп, секундочку! А не припомнят ли в военном ведомстве ЛР, что более полувека доктриной Финляндии как раз был нейтралитет? Причем вооруженный… советской военной техникой. От автоматов Калашникова до зенитных ракет "Бук" — Хельсинки исправно приобретал изделия советского ВПК. Сейчас, разумеется, большая часть этого добра поставляется в сражающуюся Украину.
Защита родины на рабочем месте: что показали маневры Namejs
"Министерство обороны продолжает способствовать тесному сотрудничеству с государственными институтами, негосударственными организациями и представителями частного сектора", — говорится далее в документе военного ведомства Латвии. И в качестве примера приводятся проходившие осенью 2022 года — более месяца! — учения Namejs 2022–II.
Под именем культового языческого вождя, сражавшегося с крестоносцами, задействовали и автопарк SIA Rīgas satiksme, и лесников SIA Rīgas meži. Как указано — "практически реализовывать размещение препятствий против мобильности". Учитывая профиль данных учреждений, имеется в виду, наверное — делать рельсовые "ежи", перегораживать улицы общественным транспортом и сооружать баррикады из деревьев…
Если ранее ополченцы ЛР формировались по территориальному признаку, то теперь к ним добавится и производственный. В прошлом году Кабинет министров принял нормативные акты об организации подразделений Земессардзе на объектах критической инфраструктуры.
Но не один публичный сектор ставится под ружье: в нашей республике теперь официально появилось понятие "критической инфраструктуры категории D", к которой могут быть отнесены частные предприятия — "коммерсанты, чья деятельность существенна для преодоления угрозы государству". Министерство обороны составляет перечень данных юридических лиц — и назначает для них предписания, "чтобы обеспечить беспрерывную работу в различных кризисных обстоятельствах". Всего в категорию D уже записано 50 предприятий и учреждений.
В республике есть 4 военных производства
Такие данные на 2022 год приводятся в документе, представленном правительству министром И. Мурниеце. Одновременно 72 зарегистрированными в ЛР коммерсантами ведется производство "товаров стратегического назначения".
Министерство обороны гордо сообщает, что ежегодный прирост оборонного сектора страны составляет 9 процентов. В прошлом году продолжилась программа предоставления грантов для развития продуктов военного или двойного назначения — всего финансирования уже выделили на 2 миллиона евро.
Приоритетными направлениями отечественного ВПК являются: вооружение и специализированные инженерно–технические решения; средства защиты от химического, биологического, радиологического и ядерного оружия и материалов; искусственный интеллект и системы симуляции. В Латвии разрабатывают системы очистки воды для военных, а также дистанционно управляемое вооружение.
Министерство обороны финансирует обретение магистерских степеней молодыми учеными, работающими на защиту страны. Два студента Резекненской технологической высшей школы, например, исследовали лазерную обработку поверхностей для улучшения качества вооружений; их сверстники из Рижского технического университета разработали легкие покрытия, обеспечивающие сокрытие электромагнитного излучения военной техники.
В сотрудничестве с Латвийским научным советом, Минобороны ассигновало 1,5 миллиона евро на программу по кибербезопасности и военным действиям в электронной среде; применение роботов в бою; создание индивидуальной экипировки солдата из специализированных текстильных материалов. Изделия из ЛР уже экспонировались на престижной выставке EUROSATORY 2022 в Париже.
Важным вызовом для производства военного "железа" нашей машиностроительной отраслью станет проект бронемашины Patria, которую планируется выпускать совместными усилиями Финляндии и Латвии. При этом доля наших заводчан составит не менее 30%. Выпуском деталей и комплектацией займутся шесть латвийских предприятий.
Ну а в 2023 году обещают принятие особого Закона об оборонной индустрии, который определит рамочные условия государственно–частного партнерства в военно–промышленной сфере. В конце концов, Латвии не привыкать — люди старшего поколения отлично помнят, для кого преимущественно работали заводы "Альфа", "Коммутатор" и "Элар".
ИНОСТРАНЦЫ
С 2022 года для увеличения финансового участия из иностранных государств — более 10% — в коммерческих обществах, относящихся к критической инфраструктуре, надо получать особое разрешение Кабинета министров, "тем самым уменьшая уязвимость национальной безопасности".