В Латвии вслед за некоторыми другими странами ЕС намерены упростить процесс получения разрешений на строительство ветряных электростанций как для небольших частных территорий, так и целых ветропарков. Кроме того, политики ЕС все чаще говорят о необходимости строительства малых АЭС, что даже среди сторонников возобновляемых источников энергии вызывает массу споров.
Кому в Латвии дует
Какой путь избрать Латвии, добывая электричество и тепло? Об этом корреспондент "СЕГОДНЯ" беседует с Эдуардом Мельником, квалифицированным специалистом по вопросам возобновляемых источников энергии:
— Во–первых, важно разделить вопросы альтернативных источников энергии и экологии. Хотя изначально тема альтернативной энергетики как бы и выросла из вопросов экологии: мол, углем и нефтепродуктами отапливаться неэкологично. Но на деле оказалось, что, к примеру, те же ветряные станции также далеко не безвредны для экологии. Речь и о производстве гигантских ветряков, и тем более об их утилизации.
Во–вторых, важен вопрос строительства ветряных электростанций, а точнее — где именно их устанавливать. Они выгодны с точки зрения производства электроэнергии в больших объемах. Однако если строить огромные ветропарки, как, к примеру, в районе Лиепаи близ местечка Гробиня, то такое под силу не просто очень состоятельным людям, а мощным компаниям с иностранными инвесторами.
При этом ставить ветряки целесообразно лишь там, где постоянно дует ветер, а в Латвии только два таких региона — это окрестности Лиепаи и Айнажи.
К тому же построить ветряк около дома — очень дорогое удовольствие, и он вряд ли окупится к тому моменту, когда закончится срок его эксплуатации.
Есть вариант заказывать устройство по частям из Китая, тогда выйдет дешевле для местного "самоделкина", который все смонтирует, установит и подключит. Но таких людей здесь немного. К тому же никто не станет гарантировать, что конструкция будет безопасной…
Да и у экологов к этому делу масса вопросов: орнитологи выступают против ветряков, поскольку они перемалывают в фарш перелетных птиц, а вибрации и звук, идущие от ветряков, по словам биологов, губят разных охраняемых животных, обитающих поблизости. Так что и здесь вопросы альтернативной энергетики и экологии важно разделить.
"Чернобыль" с доставкой на дом
Если же говорить о строительстве малых АЭС в Латвии, так эта тема не просто абсурдна, но и крайне опасна.
Достаточно вспомнить, сколько скандалов было из–за регулярных аварий на малых ГЭС. Но одно дело, когда авария на малой ГЭС и наносится удар по экологии одной речки, и совсем другое, если произойдет авария на малой АЭС: урон будет несопоставимый!
Важно еще понимать, что в Латвии нет специалистов по строительству малых АЭС, здесь ни у кого нет опыта и в их обслуживании, в отличие от Франции и Германии.
Ладно, можно на время строительства выписать профессионала из–за границы, но ведь потом АЭС надо постоянно обслуживать, следить за ее работой, чтобы — не дай бог! — не случилось аварии. Иными словами, накладно не только построить АЭС, но и потом ее эксплуатировать.
Насколько это выгодно Латвии? И сколько тогда будет стоить такая энергия? Затраты будут просто фантастические для реализации подобных проектов; и такая электроэнергия будет очень дорого стоить рядовым потребителям.
Пока разумнее всего с точки зрения альтернативной энергии совмещенные системы и способы ее производства. Например, летом и весной на доме работают солнечные коллекторы, эти системы совмещаются с теплонасосами, а также с котлами для древесных гранул. В Латвии такие системы устанавливают, и они выгодны, хотя изначально и требуют серьезных вложений.
К тому же древесные гранулы — возобновляемый источник энергии да и производятся в Латвии; значит, их не нужно закупать за границей, что уже экономически оправдано. Вот за этим я вижу будущее для Латвии, а уж никак не за ветропарками для частного сектора или малыми АЭС.
Но теперь такой вопрос: а вы хотели бы жить в доме, рядом с которым стоит АЭС? Я лично побоялся бы, — подчеркивает Эдуард.
Теплонасос выкачивает деньги
Преподаватель Олайнского механико–технологического колледжа, магистр инженерных наук Татьяна Резник в Латвии была одной из первых специалистов, занимавшихся темой альтернативных источников энергии. Однако теперь она к теме относится скептически.
— Простой пример. Около двадцати лет назад мы подключали наш колледж к теплонасосу, чтобы качать энергию из земли. Да, по проекту все выглядело убедительно. Но мы ведь получали на него субсидии, и толком никто не считал, когда затраты на его установку окупятся. А оказалось, что энергии, тепла "из земли" колледжу мало.
Вот то же самое и что касается ныне модной темы строительства в Латвии в частном секторе ветрогенераторов. Сейчас тема популярна, под проекты можно получать деньги из разных фондов. Но здесь, скорее всего, будет так: денежки получили, установили в частном секторе ветрогенераторы, а о том, когда они выйдут на стадию окупаемости, мало кто задумывается. К тому же в Латвии совершенно не решается вопрос, как потом заниматься утилизацией ветряков, отработавших свое, — говорит Татьяна Резник.
Вообще к теме всей этой модной энергетики отношусь осторожно. Вот, к примеру, сейчас так популярна тема электромобилей и гибридных систем в машинах, но непонятно, где и как все эти гибридные и электросистемы утилизировать и перерабатывать? Просто закапывать — не годится, ведь это все тяжелые металлы и другие материалы, наносящие огромный вред окружающей среде.
А что уж тогда говорить о малых АЭС! В Латвии попросту нет мест, где хоронить отработанное топливо. Вдобавок у нас в стране нет специалистов, умеющих строить малые АЭС, ремонтировать, осуществлять полный надзор за ними.
И опять же — как и где заниматься утилизацией отработанного топлива и деталей с АЭС? В Латвии годами не могут наладить систему сжигания простого мусора на обычных свалках. Бросьте, какие в Латвии малые АЭС? Где угодно, но только не в нашей стране.