Несмотря на публичные заявления ведущих латвийских политиков о солидарности с Израилем и поддержке права последнего на самооборону, делегация Латвии при голосовании на Генеральной Ассамблее ООН предпочла воздержаться, когда принимали резолюцию о гуманитарном перемирии в секторе Газа.
"Защита гражданских и соблюдение правовых и гуманитарных обязательств" собрала убедительные 120 флажков. За данную резолюцию выступили, в частности, такие государства ЕС и НАТО, как Франция, Бельгия, Португалия. Они разделили свою позицию с Россией, Китаем, Бразилией, Южной Африкой, Ираном, Индонезией.
Количество государств, проголосовавших против, зафиксировало растущую дипломатическую изоляцию Израиля — всего 14 стран. Наряду с верным союзником — Соединенными Штатами — продолжение боевых действий ЦАХАЛ в палестинском анклаве поддержали Маршалловы острова, Папуа — Новая Гвинея, Фиджи и Науру.
Но еще 45 государств проголосовали, что называется, и вашим, и нашим. Почему же среди них оказалась Латвия?
Ведь на риторическом уровне официальная Рига увязывает войну против ХАМАС с российской агрессией против Украины. Так давайте же добивать зверя в его берлоге — разве не так?
Ответ довольно прост: в среднесрочной перспективе ЛР намерена претендовать на место непостоянного члена Совета Безопасности ООН. Позиция эта выборная, и важную роль имеют голоса полусотни исламских государств Азии и Африки, которые все по факту занимают пропалестинскую позицию. Так что лишний раз злить тех, от кого зависят внешнеполитические перспективы, наш МИД не решился.
Можно зафиксировать, что под руководством Артурса Кришьяниса Кариньша дипломатия республики впервые за долгое время проявила себя сторонницей реальной политики, нежели принципиальной до гробовой доски.
Немаловажными являются и внутриполитические обстоятельства. Хорошо запомнились недавние речи политиков Национального объединения в Сейме, сопровождавшие решение о компенсациях утраченной в Холокосте еврейской собственности. Не аэропорт Махачкалы, разумеется, — но по направлению мыслей довольно похоже. Так что правящая партия Латвии много раз перекрестится, чтобы ее не обвинили в произраильской позиции.
Что же касается исторического контекста латвийского "воздержания" в международных организациях, то здесь очевидная аналогия напрашивается с голосованием 14 декабря 1939 года, когда СССР исключали из Лиги Наций за нападение на Финляндию. Тогда Латвия в Женеве тоже оказалась в числе девяти стран, которые не определили свою позицию.