Путешествие в Видземскую Швейцарию: тайны дворца князей Ливенов

Наша Латвия
BB.LV 06:55, 4 ноября, 2023 0

Белоснежную колоннаду на холме отлично видно из Сигулды. А если ехать на Рагану, то после поворота налево будет резкий пригорок, где на несколько мгновений исчезает все — с дороги видно только небо. Видземская Швейцария со своим чудным рельефом, где есть даже подобие серпантинов и порой закладывает в ушах.

 
Источник: bb.lv

Поместье без господ

Если не фуникулером, то машиной. Типичная дорога к поместью — узенькая, но с неплохим асфальтом, не разбитым фурами и сельхозтехникой. Высятся старинные деревья, вот и остатки некоего краснокирпичного здания, и стены. Все-таки самое настоящее фортификационное сооружение возвели остзейцы на возвышенности.

Масса зданий разной степени сохранности и отремонтированности — это сегодняшняя Кримулда. Таблички указывают на наличие улицы Медниеку. Да, отъявленными охотниками были князья Ливены. А сегодня тут самым процветающим, судя по всему, является винокуренный бизнес.

За воротами с фирменными логотипами — современные технологические устройства, труба, а рядом — автобус с литовскими номерами. Туристов, видать, привезли на дегустацию. Ресторан, магазин — в последнем, впрочем, ничего особо местного.


«Портрет Ивана Андреевича Ливена» кисти Джорджа Доу.
Источник: Википедия

Главный же господский дом встречает чуть поодаль, на краю обрыва. Был бы я лесником, повырубил бы без жалости сорную растительность, что закрывает отличный вид. Сейчас сигулдские просторы видны только из самого особняка. Оный изрядно потрепало время: трещины, облупившаяся штукатурка, нелепые пристройки послевоенного времени. Тем не менее внутренний ряд колонн, выходящих в парк, тоже сияет свежей побелкой. Внутри — свет и, сообразно табличке, работает реабилитационный центр. В регистратуре узнаем, что тут можно провести, к примеру, лимфодренажный массаж и грязевые ванны.

Сто лет тому назад бывшее имение княжеского рода Ливенов превратили сначала в школу молочного животноводства, а потом — в туберкулезный санаторий под управлением профессора Яна Янковского. Ни много ни мало 226 гектаров земли со всевозможными хозяйственными строениями, достаточно для 200 болезных. В ту эпоху — крупнейшее лечебно-курортное заведение Латвии.

В нашей семье сохранилась фотокарточка бабушки Валии — укутанная, на кушетке принимает воздушные ванны в Кримулде. К тому времени, началу 1920-х, относится большим полукругом выстроенная деревянная галерея — крохотные каморки для пациентов, приезжающих за целебной атмосферой. И посейчас все аккуратно содержится, всякая дверка закрыта на свой навесной замочек…


Восстановленные фрагменты.
Источник: bb.lv

Внутри же княжеского особняка царит скорее атмосфера образцового социалистического санатория. Об этом времени напоминают и мебель, и аксессуары. Хотя, конечно, часть интерьеров помнит еще аристократическую эпоху. О князьях Ливенах рассказывает и экспозиция — вот как они жили, выезд был не только конный, но и автомобильный.

Первое упоминание о замке Кремон относится к 1312 году. Ливонские рыцари использовали возвышенность на правом берегу Гауи, чтобы возвести фортецию, имевшую не только оборонительное, но и административное, и даже дипломатическое предназначение. В 1601 году замок взяли штурмом шведские войска. Окончательно разорила его война с поляками в Лифляндии спустя полтора десятилетия. А когда светлейший князь Иван Андреевич Ливен (1775-1848), родившийся, кстати, в Киеве и прославившийся в эпоху Наполеоновских войн (портрет красуется в Военной галерее Эрмитажа), приобрел эти земли, то начал раскопки, открыв средневековые руины и обнаружив ряд артефактов своих остзейских предков.

Обер-церемониймейстер и тайный советник

Таким титулом обладал Павел Иванович Ливен (1821-1881), появившийся на свет уже в Кремоне, то есть современной Кримулде. Камергер и предводитель дворянства Лифляндской губернии, в годы реформ Александра II он стал попечителем Санкт-Петербургского учебного округа, внедряя в просвещение России европейские форматы, полученные им в Дерптском университете.

К временам Павла Ливена относится и строительство основного здания — в эпохе классицизма его выполнили в 1848 году, а сынок Павел Павлович провел реконструкцию в 1890-е. Ливен-младший был, что называется, пассионарием — во время войны с Японией сформировал добровольческий медицинский отряд, отправившись на другой конец империи. При финансовой поддержке П. П. Ливена были проложены узкоколейные железные дороги, в том числе в уездный центр Вольмар (Валмиера). Ливен построил гидроэлектростанцию в Смилтене, канал от реки Абула, деревообрабатывающую фабрику, больницу.

В общем, был настолько социально ответственным предпринимателем, что, когда его арестовали в 1919 году местные большевики, крестьянский люд отправил делегацию в защиту — и Ливена освободили. Но все же в независимой республике оставаться не пожелал и отправился на постоянное место жительство в Великобританию, где и почил в 1963 году, прожив 88 лет.


Руины старины.
Источник: bb.lv

Технологический подход Ливенов демонстрирует такая интересная строительная деталь: в конструкциях колонн особняка использован чугун, что является уникальным для поместий Латвии и обеспечивает прочность здания. Если же прогуляться по остальным закуткам поместья, то обнаружишь и краснокирпичные, и массивного полевого камня строения. Все возведено на века, да только вот сейчас самые разные хозяйствующие субъекты ладят дело каждый по-своему.

Но все-таки по сравнению со значительной частью разоренных усадеб Кримулда — это, как ныне принято выражаться, история успеха. Здесь по-прежнему немало людей и, кажется, по-прежнему витает дух предприимчивых и интеллектуальных князей.

Фото автора.

Подписывайтесь на Телеграм-канал BB.LV! Заглядывайте на страницу BB.LV на Facebook! И читайте главные новости о Латвии и мире!
Комментарии (0)


Статьи по теме

Наша Латвия Бунт аптекарей: латвийские фармацевты защищают высокие цены

Реформа Абу Мери столкнулась с серьезным сопротивлением. Владельцы 110 аптек и представители профессиональных ассоциаций обратились с открытым письмом к премьеру, министрам и руководителям сеймовских фракций.

Наша Латвия Улицу Вальню сделают пешеходной за 8 млн евро

В целях развития общественного открытого пространства Старой Риги, включенного в Список всемирного наследия ЮНЕСКО, Рижское самоуправление планирует до конца 2029 года перестроить инфраструктуру улицы Валню, Театральной площади и прилегающих улиц, превратив улицу Вальню в пешеходную улицу.

Наша Латвия ПВС выявила недозволенную пищевую добавку в алкоголе

Продовольственно-ветеринарная служба (ПВС), проведя проверку груза алкоголя из Беларуси, предписала уничтожить крепкий алкогольный напиток, в котором обнаружена неразрешенная пищевая добавка - бензоат натрия (Е211), свидетельствует информация, обнародованная ПВС.

Наша Латвия Объявлен сбор пожертвований для пострадавшей от ракетных ударов детской больницы

Благотворительная организация "Ziedot.lv" призывает делать пожертвования на помощь детской больнице "Охматдет" в Киве, сообщила агентству ЛЕТА руководитель по коммуникациям благотворительной организации Илзе Ошане.

Читайте еще

Наша Латвия В Латвии меняют подход к изучению истории. Опять

В новом содержании обучения история на уровне средней школы была объединена с социальными знаниями, этикой, философией, экономикой, и истории там фактически не было.

Наша Латвия Реконструкция боев по случаю 105-летия Цесисской битвы. Как это было (+ФОТО)

22 июня 1919 года эстонские и латвийские войска одержали победу над Балтийским ландесвером и Железной дивизией в Цесисе и его окрестностях, пишет ЛЕТА.

Наша Латвия Неизвестная война: как евреи в Латышской дивизии сражались против нацистов

22 июня 1941 года Вторая мировая открыла самый протяженный и кровавый фронт — советско–германский. Это оказало определяющее влияние на ход крупнейшего вооруженного конфликта во всей истории человечества и предопределило политическое размежевание в Восточной Европе, последствия которого в значительной мере ощущаются и теперь.

Наша Латвия Лестене как политическое оружие: «Привлекли жителей оккупированной Латвии»

Июнь – время, когда в нашей стране вспоминают драматические события XX века. 14-го числа – годовщина депортации 1941 года, 17-го – оккупация 1940 года. Разумеется, в сегодняшней геополитической обстановке эти временные насечки актуализируются. Вот и в Сейме на днях взялись за обустройство символов отечественной исторической памяти...