В подкомиссии Сейма по борьбе с теневой экономикой бюджетно-финансовой (налоговой) комиссии дискуссии шли на повышенных градусах: производители фруктов и овощей совместно с представителями ответственного Министерства земледелия аргументировали выгоду от пониженной ставки НДС, а представители Министерства финансов настаивали на своей позиции, приводя доводы, почему невозможно сохранить пониженную ставку.
Председатель правления Латвийской ассоциации торговцев фруктами и овощами Улдис Яунземс пояснил: за то время, пока применялась ставка НДС в размере 5%, с рынка исчезли нечестные торговцы, исполнители различных схем карусели НДС, выдающих продукцию соседних стран за латвийские фрукты и овощи, а часть нечестных участников рынка легализовалась и начала платить налоги. Возврат к ставке НДС в 21%, может привести к тому, что недобросовестные торговцы вернутся на рынок и на нем вырастет возникнет теневой сектор.
Существующая система хорошо сформирована и нет необходимости экспериментировать с внедрением новой. По словам Яунземса, для участников схем каруселей "промывание" НДС становится финансово интересным уже при ставке НДС в размере 7-8%.
Член правления "Augļu serviss" Дзинтарс Абомс также подчеркнул, что решение о введении ставки в 5% было одним из лучших решений правительства, поскольку предприятия платят налоги и возможно отследить происхождение продукции.
Член правления общества "Zemnieku saeima" Мартиньш Тронс сообщил депутатам, что после введения 5%-й ставки НДС в отрасли по выращиванию фруктов и овощей на 10% выросла легальная занятость, на 16% увеличилось число налогоплательщиков, на 39% - общий объем уплаченных отраслью налогов, увеличились и земельные площади. Возврат к ставке НДС в 21%, по мнению Тронса, вынудит мелких производителей полностью или частично выбрать путь теневой экономики.
Из подготовленной Минземледелия презентации следует, что в период с 2017 года, когда было достигнуто соглашение о введении ставки НДС в размере 5%, к 2022 году плодоводческие и овощеводческие площади в целом выросли на 5%, стоимость произведенной продукции поднялась на 46%, а стоимость экспорта - на 77%.