Прошлый Сейм довольно жестко обошелся с теми парламентариями, которые отказывались прививаться от Covid–19. Они были отстранены от работы без сохранения заработной платы.
Антиваксеры с депутатским мандатом обратились с иском в Конституционный суд. За время рассмотрения этой жалобы полномочия прошлого, 13–го Сейма уже успели завершиться, а стало быть, и полномочия депутатов прошлого созыва. Более того, новый Сейм уже успел проработать целый год, а вердикта Конституционного суда по иску теперь уже экс–депутатов так все и не было…
И вот вчера наконец суд Сатверсме озвучил свое решение: принятые в отношении депутатов ограничения, действовавшие фактически до лета прошлого года, не соответствуют конституции, поскольку чрезмерно и необоснованно долго ограничивали права депутата, что в демократическом, правовом государстве недопустимо.
В принципе, такой вердикт был ожидаем, учитывая, что депутаты–антиваксеры были не просто лишены возможности полноценно участвовать в работе Сейма, но еще их лишили дохода.
При этом статус депутата был де–юре сохранен, а стало быть, действовал и запрет на любую другую оплачиваемую трудовую деятельность. Это значит, что парламентарии, отказавшиеся прививаться, были оставлены без средств к существованию.
Можно по–разному относиться к тем слугам народа, которые, отказавшись вакцинироваться, создали риск и своему здоровью, и здоровью окружающих. Однако это не оправдывает тех депутатов 13–го Сейма, которые приняли явно дискриминационные решения. Особенно странно эти решения выглядели на фоне того, что парламентарии продолжили работу в Сейме удаленно. Почему удаленно не могли участвовать в заседаниях и депутаты–антиваксеры?
Итак, Конституционный суд принял вполне логичное решение. Вот только ничего уже исправить нельзя. Полномочия прошлого Сейма завершились — и введенные меры против депутатов–антиваксеров уже ушли в историю. Впрочем, насколько можно понять, теперь бывшие депутаты, пострадавшие от антиконституционных решений, могут требовать компенсировать им всю недополученную зарплату — речь идет о десятках тысяч евро.
Справедливо, правда, было бы взыскать эти средства с тех уже бывших депутатов, которые поддержали антиконституционные ограничения. Кстати, около половины из этих депутатов работают и в нынешнем Сейме. Однако у депутатов нет личной материальной ответственности за голосование — и за все их ошибки платят латвийские налогоплательщики.