Наше относительно новое Министерство климата и энергетики, кажется, решило доказать, что оно недаром ест хлеб и дышит кислородом. Пока оно еще не замахнулось на траектории движения галактик и формирование черных дыр. Но уже готово контролировать замысел Божий на грешной земле.
Не само, конечно, а по подсказке неутомимых выдумщиков из Брюсселя, но от этого ни нам, ни природе не легче.
Меняем старые деревья на новые
Помнится, в школе на природоведении нас учили, что леса – легкие планеты. Забирают у атмосферы углерод, взамен отдавая кислород. Так вот, ведомство Каспара Мелниса заявило, что в Латвии способом достижения климатических целей выбрана... вырубка старых лесов. Журналисты его упрекнули, что ничего лучше в министерстве не придумали.
Как сообщила программа TV3 «Ничего личного», в течение следующих семи лет европейские страны должны быстро сократить выбросы вредных парниковых газов в атмосферу. Латвия планирует сделать это путем замены старых лесов молодыми деревьями, что является единственным планом правительства.
Согласно европейским нормам и директивам, страны должны стать климатически нейтральными и улавливать и хранить весь углерод, который они выбрасывают в атмосферу. Государство пока не разрешает исследования технологий хранения, но планирует вырубить старые леса и посадить на их месте новые, которые поглощают много углерода.
Латвия должна сократить выбросы CO2 или углекислого газа на 17% к 2030 году и достичь климатической нейтральности к 2050 году. План, как это сделать, пока не готов, но его контуры намечены в коридорах министерств, отмечается в программе.
Стесняюсь спросить, а как в министерстве собираются улавливать и хранить весь углерод, выделяемый в атмосферу самими латвийцами?
«Никто не будет удовлетворен»
В программе Латвийского телевидения «Утренняя панорама» министр Мелнис поклялся, что вырубка – не единственный способ сокращения выбросов. Например, увеличение закупок электромобилей для муниципалитетов и предпринимателей. Также, по словам министра, необходимо будет продолжить продвижение утепления домов, а также стимулирование использования древесины при строительстве домов, инкапсулируя таким образом выбросы, уже накопленные в древесине.
На просьбу прокомментировать ранее объявленное сообщение о вырубке старых лесов и посадке новых как единственном плане Латвии по достижению климатических целей, Мелнис сказал, что в связи с этим пунктом плана еще нужно будет провести работу в сотрудничестве с экологическими организациями и министерствами экономики и сельского хозяйства, поскольку необходимо учитывать несколько факторов.
По словам министра, самой большой проблемой будет сбалансировать оценки и взгляды различных экспертов относительно факторов, влияющих на окружающую среду. Мелнис заявил, что в любом случае окончательный вариант будет компромиссным, поскольку «никто не будет удовлетворен». И это пугает.
Пересмотр механизма
Среди неудовлетворенных – Виестурс Керус, председатель правления Латвийского общества орнитологов, который считает, что уничтожение старых лесов было бы безумием.
Он пояснил, что когда вырубают старый лес, удерживаемый в нем углерод рано или поздно будет выброшен обратно в атмосферу, продолжая способствовать изменению климата, но новый лес не сможет изолировать его обратно, пока он не состарится сам. Углерод, хранящийся в древесине, быстрее всего выбрасывается в атмосферу при сжигании древесины. При строительстве деревянного дома или изготовлении мебели углерод теоретически может сохраняться дольше, но в реальной жизни этого не происходит. Секвестрация углерода в изделиях из древесины не способна компенсировать снижение секвестрации в лесу.
Старые леса удерживают гораздо больше углерода, чем считалось ранее Согласно новому исследованию, леса удерживают в два раза больше согревающего планету углерода, чем считалось ранее. Исследование с использованием лазера и 3D-сканирования показало, что особую роль в борьбе с изменением климата играют старые деревья. Восстанавливающиеся после вырубок леса выделяют больше углерода, чем поглощают. Главным его источником становится поврежденная лесорубами почва и гниющие остатки древесины. Ранее, напротив, ученые полагали, что быстро растущие молодые деревья поглощают углерода больше, чем выделяется из-за вырубки. Полученные данные требуют пересмотра механизма лесозаготовок, а также пересчета биомассы поврежденных тропических лесов. Результаты исследования опубликованы в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.
Как же нам задержать выделение деревьями углерода в атмосферу? Быть может, заказать нашим латвийским столярам фигуры депутатов и министров в полный рост? И для верности, чтобы уже ничего не выделяли, покрыть толстым слоем лака?
Налог на... салфетки
К необходимости подобной меры подталкивает еще одна мера, рассматриваемая в Сейме Латвии. В конце ноября бюджетно-финансовая комиссия Сейма поддержала увеличение налога на природные салфетки в... 10(!) раз до 12,20 евро за кг. Предлог – они содержат пластмассу. В правительстве предлагают для ухода за детьми и в основном за стариками использовать... пеленки и тряпки. А может, депутатам и министрам стоило бы устроить прямо в Кабмине выездной мастер-класс на тему, как чистить беспомощных стариков с помощью мокрой тряпки. Лучик технического прогресса и цивилизации коснулся такой неблагодарной сферы, как уход за старыми людьми.
Однако наши «реформаторы» и поборники зеленого мышления предлагают вернуться в древность – вытираться, сначала – тряпками, а затем, вероятно, мхом.. Впрочем, каким мхом? Он исчезнет вместе со старым лесом.