Как латвийский народ относится к геям, лесбиянкам, бисексуалам, трансгендерам и пр. секс-меньшинствам, которые скрываются под аббревиатурой ЛГБТК+? Этим заинтересовался американский портал currenttime.tv. Отвечать взялся президент Латвии Эдгар Ринкевич.
– Решение о партнерских отношениях было принято в парламенте с очень небольшим перевесом голосов. И дискуссии в обществе продолжаются. Одно дело – законы, другое – уровень толерантности в обществе. И вы сами, как ЛГБТК+ персона, какой видите нынешнюю ситуацию в Латвии? Я имею в виду, открытость общества, толерантность.
– Мы увидели, что в обществе реальный уровень толерантности выше, чем мы иногда видим в соцсетях или во время политической дискуссии. Это хорошие новости.
Вторая хорошая новость в том, что судебная система уже некоторое время действовала в соответствии с решением Конституционного суда, и парламент сейчас, по сути, тоже выполнил это решение Конституционного суда. На мой взгляд, это очень хорошо, потому что подобные вещи должны быть регламентированы на законодательном уровне.
Если мы сравниваем разные страны, то понимаем, что разные выпады, язык вражды и ненависти можно услышать и в Нидерландах, и в США, подобное происходит почти везде. Но я думаю, отношение общества меняется, и меняется стремительнее, чем мы думаем. И через некоторое время эти вопросы будут казаться само собой разумеющимся.
Я бы очень хотел, чтобы наш парламент и правительство так же активно и энергично, с таким же идейным запалом боролись бы за наши экономические показатели и улучшения народного хозяйства. Мы в начале пути.
– Но, говоря про язык ненависти, дело ведь не только в комментариях в соцсетях. Иногда подобные комментарии можно услышать и с парламентской трибуны. Эти депутаты представляют определенную часть общества. Вы считаете это допустимым?
– Знаете, я думаю, пусть каждый сам отвечает за свои слова. С парламентской трибуны мы часто можем услышать очень интересные тексты. Парламентариев защищает их депутатский иммунитет. Пройдет время, и, возможно, через пять или десять лет эти люди не будут так уверены в своих нынешних высказываниях.
Да, в парламенте представлено мнение разных групп общества, эти мнения часто бывают полярные. Но делать вид, что подобных мнений не существует, тоже неправильно. Знаете, тут нет хороших ответов.
Согласен ли я со всем, что говорят с парламентской трибуны? Конечно, нет. Лучше открыто высказывать свои мнения, спорить, соглашаться или не соглашаться, но вести дискуссию.
И, кстати, во время моих визитов по разным регионам Латвии есть две темы, которые мы никогда не обсуждали, – это Стамбульская конвенция и законы о партнерских отношениях. Людей беспокоят совсем другие вещи – безопасность, школы, здравоохранение, экономика, тарифы на электроэнергию, это вещи, о которых людей задают много вопросов. Я думаю, мы все должны это учитывать. Лучше пусть будет битва идей о том, как улучшить экономику, это уже будет шаг вперед.