На подкомиссии Сейма по общественному здоровью сообщили, что вскоре травматологическая помощь будет оказываться только в больницах пятого и четвертого уровня — и в виде исключения в Мадонской больнице третьего уровня.
Все во имя человека
В презентации, подготовленной Минздравом, был нарисован человечек с рукой на перевязи. А вокруг него — вертятся — и травматолог–ортопед, и анестезиолог–реаниматолог, и нейрохирург, и простой хирург, и инфектолог с физиотерапевтом! На посылках у них операционная сестра с помощниками, вооруженные рентгеном, соноскопом, глейдоскопом. Наготове палата интенсивной терапии, микробиологическая лаборатория и склад имплантов.
Минздрав во главе с партией "Новое Единство" идет на повышение качества сервиса — и для него необходимы минимум шесть врачей в отделении. К тому же нужна реабилитация. Словом, все самое лучшее можно обеспечить только в избранных больницах.
Ну а если нельзя по высшему разряду, то следует приготовиться к транспортировке. Вот, к примеру, произошел несчастный случай в Алуксне. Куда везем? Теперь есть варианты — Мадона (95 км) и Валмиера (116 км).
Спору нет, случаи бывают разные, в том числе тяжелые. Но неужели сотни специалистов с высшим медицинским образованием, оставшиеся в худо–бедно существующих бывших райбольницах, не могли бы справиться с обычным переломом?
Как полезно жить в столице
А ведь я сам был как та пиктограмма с материала ведомства Хосама Абу Мери. Несколько лет назад накануне Нового года ваш автор поскользнулся на так называемом черном льду. Крошечный пятачок среди совершенно сухого асфальта заставил потерять равновесие, инстинктивно вытянул руку — и хрусть! Перелом левого запястья. К счастью, рядом была машина.
Превозмогая боль, минут за 20 добрался до приемного отделения Рижской Восточной клинической университетской больницы. Еще часа через три уже сидел за праздничным столом с гипсовой шиной.
Правда, в отличие от перечисленных ранее мощностей, мною занималась пара молодых парней вроде интернов — да еще рентгенолог. Не считая милой барышни в приемном покое, заполнявшей личные данные, особо интересуясь формой оплаты услуги.
Но это мне еще повезло как столичному жителю. Больницы Латвии еще в 2019 году были разделены на пять уровней. К высшему, пятому уровню, относятся всего три учреждения здравоохранения, в которых оказывают абсолютно весь спектр услуг — это Клиническая университетская больница Паула Страдыня, уже упомянутый мной "Гайльэзерс" и Детская клиническая университетская больница.
Специализированные заведения пятого уровня — также Рижский родильный дом, больница травматологии и ортопедии и национальный реабилитационный центр "Вайвари". Психиатрические больницы имеют особый статус.
Больницами следующего по нисходящей, четвертого уровня, могут похвастаться Даугавпилс, Лиепая, Вентспилс (Северокурземская больница), Елгава и Валмиера (Видземская больница). Еще шесть больниц относятся к третьему уровню, четыре — ко второму уровню и пять к третьему уровню.
К примеру, Лудзенской больнице, которая проектировалась в советское время как весьма крупный стационар (в райцентр в случае войны предполагалось эвакуировать республиканские учреждения), теперь положено оказывать только услуги терапии, ухода за хроническими пациентами и круглосуточного приемного отделения. И все.
Рассказывал знакомый рыбак — пошел на зорьку со спиннингом, дело было в Краславе, да неудачно загнал в палец крючок. Адская боль! И вот местные доктора — отказали, пришлось переть с такой рукой до Даугавпилса. Вот такой диагноз для нашего здравоохранения.