Начиная с 2009 года школы нацменьшинств пережили минимум три большие языковые реформы — это и изменение пропорции языков обучения в школе с постепенным увеличением предметов на госязыке, это и перевод средней школы (с 10–го по 12–й класс) полностью на госязык обучения со сдачей централизованных экзаменов соответственно на латышском…
Конституционность этих реформ также проходила потом проверку в суде Сатверсме. Равно как и языковая реформа в вузах, в том числе и частных.
И вот в этом месяце Конституционный суд приступит к рассмотрению иска одной латвийской семьи, чья дочь обучалась в частной школе и исходила из того, что языковая реформа образования, случившаяся в 2019 году, будет последней, и именно согласно этой реформы учащаяся и будет в дальнейшем получать образование в частной школе — по программе образования нацменьшинств.
Эта программа предусматривает, что 50 процентов учебного материала осваивается на родном (русском) языке и еще 50 процентов — на госязыке. А в средней школе пропорция уже 80 процентов на латышском и 20 процентов на русском.
Однако принятые в 2023 году поправки вообще не предусматривают обучение на языках нацменьшинств в частных учебных заведениях. По мнению истцов, это нарушение Конституции и международных конвенций и в частности — Рамочной конвенции по защите нацменьшинств.
Посмотрим, каким будет вердикт суда по этому знаковому делу.