Может, кто пропустил, но главное фото уик-энда в Испании, где проходил не так давно один из этапов чемпионата мира в классе «Формула-1», — японский пилот «Альфа Таури» Юки Цунода в компании тогда еще игрока баскетбольного клуба НБА «Вашингтон» Кристапа Порзиньгиса.
Целых 62 см разницы: у гонщика рост всего 159 см, а рост Порзингиса — 221 см. Так почему пилоты такие маленькие?
Фотосессии с баскетболистами
Второй раз Юки позировал с напарником Ником де Врисом — у него 167 см. Тогда же их рост можно было сравнить с ростом двух других латвийских баскетболистов — Каспара Вецвагарса (193 см) и тогда еще игрока клуба «Даллас» Дависа Бертанса (208 см). Как известно, с недавних пор Порзиньгис и Бертанс являются игроками уже других команд НБА — «Бостона» и «Оклахомы» соответственно. Дуэт пилотов «Альфа Таури» в этом году, кстати, самый низкорослый в истории «Формулы-1» — их средний рост 164 см.
А еще здесь можно вспомнить другие великие кадры подиума на Гран-при США 2021-го: гигант Шакил О’Нил рядом с Хэмилтоном, Ферстаппеном и Пересом. Там, кстати, гонщики даже на тумбах казались крохами рядом со звездой американского баскетбола.
Высокий рост для баскетболистов — профессиональная необходимость, но в современной «Формуле-1» рекордсмены — Алекс Албон и Эстебан Окон, выросшие до 186 см. И они немного на грани допустимого в гонках. Пилотам необходимо помещаться в тесный кокпит болида. Здесь не получится просто отодвинуть сиденье назад, как в обычном авто: размеры машины строго ограничены правилами. Так что любые экстремальные требования к росту вынудят команды проектировать и производить кокпиты и шасси с нестандартными характеристиками — с особым балансом и, возможно, трудностями в прохождении крэш-тестов, если из-за роста площади поверхности придется немного экономить на толщине (ради попадания в лимиты массы). Причем уровень шлема обязательно должен находиться ниже уровня «гало», иначе машину не допустят к гонкам.
Возможный исход в кузовные гонки
Кроме того, в сжатом пространстве необходимо крутить рулем — людям с широкими плечами придется тяжеловато. Хорошо, если при этом локти и колени не упрутся во внутренности кокпита и ограничат движения!
Высокий рост, и это правда, так и вовсе способен помешать переходу в Королевские гонки — часто молодым гонщикам приходится уходить в кузовные гонки с машинами побольше «формульных». Поэтому все внимание сейчас приковано к воспитаннику юниорской программы «Макларена» Уго Угочукву. Парнишке всего 16 лет, а он уже на голову выше своего босса и любого сверстника. Его рост — около 190 см.
Рост важен еще и потому, что с дополнительными сантиметрами приходят и дополнительные килограммы костей, а вес играет большое значение. Хоть «Формула-1» и попыталась убрать различия планкой минимального веса в экипировке на уровне 85 кг, все не так просто.
А что с мотогонками?
Двух самых высоких пилотов и двух самых низких отличает разница в 10 кг. Вряд ли Эстебан и Алекс смогли бы весить немногим около 50-60 кг и быть в форме для управления болидом. А вот для Юки и Ника это не проблема. Недостающий до нормативов вес компенсируют балластом, что позволяет инженерам команды немного «играть» с балансом болида. Меньше вес пилота — больше простора для экспериментов, хоть и в зонах, заданных правилами «Формулы-1». Вместе с фактором большей свободы при производстве кокпита выходит неплохое преимущество.
В мотогонках рост и вес гонщиков имеют еще большее значение. Ребята вроде Дани Педросы ростом 157 см и весом 51 кг получают значительное преимущество: байкам нужно меньше топлива, а каждые 10 кг экономии на массе стоят до 0,05 секунды на круге из-за более эффективного разгона на прямых. А еще миниатюрные гонщики более «аэродинамичны»: они лучше «складываются» на байке — так, что создают меньшее сопротивление воздушным потокам. В итоге скорость на прямых выше. И при этом в MotoGP нет правила минимального веса, как в «Формуле-1», — высоким и тяжелым гонщикам приходится строго следить за телом и тренировками.
Марини предлагает изменить правила с весом
Самый высокий и тяжелый гонщик на решетке MotoGP Лука Марини настаивает на введении нового правила: «В минимальном весе много смысла. Это то, что давно должно было появиться в MotoGP, и мне не понятно, почему этого до сих пор не произошло. Это справедливее: почему более тяжелые гонщики должны расплачиваться за то, что просто дано им природой? По-моему, в этом нет никакого смысла, и было бы лучше установить для всех минимальный вес. Это важно и для других гонщиков, потому что они смогут больше тренироваться и набирать больше мышц».
У Марини есть и мнение насчет того, почему чемпионат мира не торопится с введением ограничения: «Производителям это не нужно. Они хотят оставить все как есть, потому что не хотят думать, где расположить дополнительный вес, если у них маленький райдер, поскольку это может повлиять на поведение байка».
С другой стороны, в мотоцикле MotoGP и так все упаковано плотнейшим образом — куда там добавлять возможные 10-15 кг балласта? Он и сам весит около 150 кг без топлива — в данный момент инженерная задача выглядит трудной, если вообще решаемой. Потому невысокие и легкие гонщики ценятся выше. Но и требования к атлетизму выше, ведь им приходится тренироваться как сумасшедшим, чтобы укрощать технику высшего класса с меньшей массой. Зато кадры с баскетболистами потом классные!