«Нам тут надо закончить скручивать один самолет, его ждут в Америке, — говорит Ингемар Буткевич, — «он предназначен для демонстраций дилерам. Но вполне возможно, что реальным заказчиком станет один бывший военный летчик. Я мог бы позвонить вам через полчаса.»
Американский пилот ждет сверхлегкий самолет латвийского производства «Tarragon Aircraft», упакованный в контейнер, а «Неаткарига» побеседовала с Ингемаром Буткевичем, членом правления SIA «Pelegrin», который возглавляет это уникальное предприятие по производству самолетов.
Идея производства самолетов в 2010 году пришла в голову тогдашнему руководителю компании Валентину Васяксу. Он был опытным авиатором и энтузиастом авиации, а также заядлым мотоциклистом. В небольшом ангаре в Адажи Васякс и его коллеги строили небольшие, но быстрые самолеты. Их назвали «Tarragon», и их превосходство уже оценили в США, Австралии и во многих частях Европы. Однако в октябре 2020 года Валентин Васяк, к сожалению, погиб в результате аварии, когда «Harley Davidson», которым он управлял, столкнулся с автомобилем.
«А начиналось все очень просто: ребята купили в Италии эскиз самолета, привезли его в Латвию, собрали и поняли: недостатков много. Придумали, что смогут сделать самолет сами. Нашли инвестора Айвара Леиетса и спроектировали собственный самолет», — говорит Буткевич.
В настоящее время летают 37 самолетов «Tarragon Aircraft».
«Чтобы собрать один самолет полностью с нуля… Вот, присылают карбон рулонами, как одежду, и от этой «одежды» до готового самолета проходит восемь месяцев. Мы интенсивно работаем над тем, чтобы сократить этот срок до шести месяцев», - сказал Буткевич. И все потому, что самолеты «Tarragon» раскупаются быстрее, чем латвийцы успевают их производить.
«Tarragon» — двухместный самолет, его вес около 400 килограммов, он потребляет 25 литров топлива в час, развивает скорость до 350 километров в час. Он также может приземлиться там, где нет взлетно-посадочной полосы.
Эти самолеты могут подниматься на высоту до 3,5 километров. Дальность приземления на асфальтированное покрытие составляет 150 метров, а минимальная взлетная – 225 метров. Эти самолеты фактически изготавливаются вручную и для их производства не используются сборочные линии или роботизированное оборудование.
Зачем производить такие самолеты? «Во-первых, они нравятся людям, — объясняет Буткевич, — во-вторых, полет на «Tarragon» по ощущениям похож на полет на истребителе — реактивном самолете». Максимальная скорость не такая, как у реактивного, «Tarragon» не имеет перегрузок, но возможность маневрирования очень близка к реактивному. Истребитель стоит несколько миллионов евро, но наш «Tarragon» можно приобрести всего за 320 000 евро. У военных самолетов час стоит около 5000 евро, а га «Tarragon» - 100 евро, - говорит Буткевич, - поэтому наши самолеты часто покупают бывшие военные летчики, чтобы насладиться заслуженным отдыхом. Заказчик заказывает свой дизайн, мы подбираем цветовые оттенки, и для каждого заказчика получается индивидуальный самолет».
Клиентами почти всегда являются богатые люди, которые покупают самолеты ради удовольствия, например, чтобы насладиться красивыми пейзажами. Но есть и бизнесмены, которые посещают своих деловых партнеров.
Буткевич рад, что Вооруженные силы Латвии также приобрели два самолета «Tarragon». «Они предназначены не для военных атак, а для обучения пилотов. Но их можно использовать и для разведки. Наши самолеты достаточно тихие, их сразу не заметишь, они подходят для полетов на малой высоте», - сказал Буткевич.
Интересно происхождение названия самолета. «Tarragon» – это тот же эстрагон – особая пряность, используемая в кулинарии. Однако Буткевич вспоминает, что это название придумал Валентин Васякс в связи с испанским городом Таррагона, что, по его мнению, было очень сильным названием. Однако каждый может решить для себя – самолет – пряность неба или отсылка к городу. Сам Ингемар же называет этот самолет «Небесным Феррари», и он налетал на нем около 350 часов.
Он добавляет, что был бы рад, если бы Вооруженные силы Латвии купили «еще два, три или четыре» таких «небесных Феррари». Это возможно, поскольку Минобороны продолжит военную поддержку Украины, и в ближайшее время на Украину будут доставлены произведенные в Латвии самолеты «Tarragon».