"Прежде всего, империя должна рухнуть, быстро или медленно, тихо или громко", — уверен исследователь русской истории и культуры.
"Москва — сердце зла"
"Агрессивные державы объединились в разделе сфер влияния", — вспомнил профессор политологии ЛУ, избранный по списку "Развитие/За!" евродепутат Иварс Иябс значение 23 августа для латышской политической культуры. Но в тот же день был Балтийский путь — символ сопротивления. Сегодня же РФ ведет "геноцидное вторжение в Украину". Хотя, убежден И. Иябс, украинцы войну уже выиграли.
Пригласив в Ригу профессора из Вены, бывшего ленинградца Александра Эткинда, политик предложил представить его книгу "Россия против современности". Труд родился в течение месяца после начала Путиным войны, еще год потребовался для издания.
— Я просчитался, но немного, — отзывается сейчас о своих изначальных прогнозах на военную кампанию А. Эткинд. Почему же он противопоставил Россию и современность?
— Война, или "специальная операция", ведется не только против Украины, украинского народа, культуры, но и против современного мира.
Постпандемийное время поставило перед миром энергетический выбор, проблему удаленного труда. Все эти испытания были привнесены самой природой, считает профессор. Ушла в прошлое точка зрения, согласно которой прогресс человечества означает потребление все большего количества материальных благ. "Новая современность", начавшая формироваться на наших глазах, это то, что он счастлив изучать.
В своей книге господин Эткинд указывает, что судьба Российской Федерации будет решаться не в Москве, а в других евразийских мегаполисах — например, Казани. Процессу вероятной дезинтеграции РФ посвящена целая глава его труда. По мнению исследователя, региональные элиты пожелают сохранить свои счета, недвижимость, яхты — потому не станут связывать себя с режимом Путина.
"Русско–украинская война", как предпочитает именовать нынешний конфликт А. Эткинд, демонстрирует слабость Москвы, которая создала "стоп–модернистскую империю".
— Нефть и газ идут из Сибири, потом на Запад и Восток, но деньги остаются в Москве. Такой ход вещей, убежден профессор, перестанет устраивать влиятельные группировки на периферии. "Сердце зла", как назвал российскую столицу Александр Эткинд, делится с Петербургом и Донбассом, но немного…
Что появится в Калининграде и Грозном
Распространенное на Западе мнение, что Россия должна оставаться единой — все–таки ядерная держава! — гость Риги считает инерцией бывших советологов, тянущейся с 1991 года. Между тем до времени не было серьезных книг, предсказывающих распад Советского Союза. Александр Эткинд считает, что дезинтеграцию РФ надо начинать обсуждать уже сейчас.
Россию, полагает ученый, ожидает такая же судьба, как и все прежние великие империи. От магарадж, собирающих налоги с подданных на местах, неизбежно произойдет переход к независимым демократическим государствам. Они войдут в глобальную торговлю, международное разделение труда, справедливое распределение природной ренты — и благодаря этому улучшится жизнь сегодняшних территорий, которые "оккупирует Россия".
Не факт, разумеется, что в Калининграде и Грозном появится государственность одинакового порядка. Но все равно это будет лучше, чем московское доминирование, уверен Эткинд.
Он признал, что с ним могли бы не согласиться такие экономисты, как Андрей Илларионов или Владислав Иноземцев, настаивающие на неизбежности существования РФ в интегрированном состоянии — да и Дональд Трамп наверняка так же думает.
Дискуссию начали как раз с того, как Запад воспринимает Путина — ведь еще Джордж Буш заявлял, что посмотрел в честные глаза президента России. Профессор Эткинд напомнил, что в свое время РФ была частью "клуба очень больших ребят" — G8. Несмотря на отсутствие большой дружбы, Запад терпел даже такие выходки, как Мюнхенскую речь Путина. Оппозиционер Навальный показывал "отвратительную роскошь" олигархов Кремля и самого Путина, владеющего яхтой с символическим именем "Шахерезада", что стоила в пять раз дороже затонувшего ракетного крейсера "Москва". "И длинней его", — подчеркнул Эткинд. Сейчас яхта стоит в итальянской Тоскане — арестована, но не конфискована.
Также Запад оставался толерантным к разведывательной активности РФ. "Вы в Латвии имеете собственные примеры насчет собственности". Но началом разрыва с G8 стал 2014 год:
— Россию выкинули оттуда из–за вторжения в Крым.
Судьба Австро–Венгрии
Гражданин РФ Андрей Горянов, работающий на британскую телерадиокорпорацию BBC, поинтересовался — почему бы распавшейся РФ не стать еще более "стоп–модернистской", то есть превратиться в сплошную Чечню?
На это А. Эткинд призвал анализировать различные сегменты российского народа. По его оценке, именно большинство русских стояло за решением Путина начать войну, поскольку Кремль путем своих высокооплачиваемых пропагандистских каналов сформировал таковой спрос.
— Война Путина — это война русских, — однозначно заявил Эткинд. Но ему все равно близка точка зрения, что действие рождает противодействие. Сейчас война, которая провозглашалась Путиным как средство защиты русской культуры, обращается против последней. Исчез русский туризм…
Месть истории в отношении России будет примерно такой же, как судьба Австро–Венгрии, распавшейся по результатам начатой ею Первой мировой.
Александр Артемьев из Amnesty International задался вопросом — следует ли демократам России принять свою ответственность за сегодняшние события, которые стали результатом распада СССР? "Нет, — заявил А. Эткинд, — ведь в 1991 году все произошло сравнительно бескровно". Он положительно высказался о таких деятелях, как Ельцин и Гайдар — но в целом, процесс дезинтеграции Союза был объективным, и тогдашние политики были вынуждены действовать в рамках сложившейся ситуации.
Придется вписаться в декарбонизацию
С другой стороны, профессор Эткинд обратил внимание на то, что ныне и Лукашенко не выказывает энтузиазма в отношении Путина. В общем, любой, кроме нынешнего хозяина Кремля, будет лучше!
Латышский политолог Томс Ростокс спросил, что же Запад должен сделать теперь в отношении России? "Есть два месседжа — иметь план Б для Северной Евразии. Если это больше не будет Россия — хотя там останутся люди, города, аэропорты, производство". Последнему придется вписываться в глобальный тренд декарбонизации, хотя именно экспорт углеводородов сейчас является экзистенциальной темой русских.
Точно так же, продолжил Александр Эткинд, как на смену принципам Вестфальского мира пришли понятия самоопределения народов, заложенные Вильсоном и Лениным, неизбежно произойдут перемены на том пространстве, которое ныне зовется Россией.
— Вы частично принадлежите к русской культуре, — напомнила профессор, экс–политик Дагмара Бейтнере–Ле–Галла. На это А. Эткинд рассказал, что его дядя, профессор ЛГПИ, был диссидентом в советское время, его выслали в 1976 году. В эмиграции Ефим Эткинд продолжал оппонировать — на сей раз уже Солженицыну с позиций интеллигенции.