Увод евроденег по-латвийски: двое убитых и один невыданный шпион

ЧП и криминал
BB.LV 08:10, 8 мая, 2021 3

Это по–прежнему горячая тема: про мошенничества с деньгами из еврофондов латвийские СМИ пишут достаточно регулярно и в нашем, 2021 году. Давайте же вспомним о героях уводов евроденег в 90–е — чем закончилась эпопея с похищенными миллионами из кредита G–24.

 

О банкирах из 90–х

Одна из самых шумных историй 1990–х началась так: "Экс–президент банка "Олимпия" Лев Кремер покинул свой пост нехорошо. По свидетельству очевидцев, дюжий охранник вытащил упирающегося экс–банкира на улицу и, отвесив ему пинка, швырнул в объятия асфальта улицы Лачплеша. Перед этим у Кремера состоялся разговор с фактическим владельцем банка Владимиром Лесковым. В ходе беседы г–н Лесков обматерил г–на Кремера и обвинил его в краже 6 миллионов 142 тысяч 385 долларов".

Это цитата из моей публикации в газете "СМ–сегодня" от 26 августа 1996 года. Издание было, подчеркнем, вполне серьезное — и по тиражу, и по охвату аудитории, цитируемости и пр. Но эпоха "первого миллиона" требовала адекватной формы воплощения. И стилистика следовала за жизнью :)

Это потом, уже в нулевых, появится непробиваемо серьезный, почти похоронный тон по отношению к банкам и банкирам. А тогда в редакции была шутка в тон лихим 90–м: "Приходил банкирствующий бандит. Или бандитствующий банкир — как больше нравится". И шутки в этом было очень мало: банковской деятельностью занимались небезызвестные в криминальных кругах Волдемар Селга, Владимир Лесков, Грига и др.

Поцитируем еще немного тот текст 1996 года, чтобы уяснить себе механизм распределения пресловутого G–24: "Кремер, став президентом "Олимпии", поначалу имел неограниченное влияние на главу "Пардаугавы" Владимира Лескова. Чем не преминул воспользоваться: давал устные указания о выдаче кредитов, в том числе по линии G–24, а также гарантии "Олимпии" для других банков. По некоторым данным, за это он клал в свой карман до 30 процентов от стоимости кредита.

Такой вид деятельности позволял ему неплохо существовать. В качестве примера можно привести траты Л. Кремера во время фестиваля в Каннах — президентский номер за 5 тысяч долларов в сутки, шуба за 100 тысяч для спутницы жизни, два "мерседеса" по 55 тысяч…"

"И все это продолжалось до тех пор, пока в дело не встрял Борис Карпичков — бывший майор КГБ, специалист по подслушиванию, ныне обвиняемый в присвоении полумиллионного кредита Zīlītes… Вторая половина полумиллионного кредита была переведена на счет фирмы Виталия Киселева (одно из имен прикрытия Бориса Карпичкова). Карпичков снял со счета наличность и пришел делиться к Кремеру. Однако тот положил наличность в сейф и выставил Карпичкова за дверь. Оскорбленный Карпичков некоторое время звонил Кремеру с угрозами. Потом плюнул и поставил подслушивающие устройства экс–партнеру в кабинет и машину, а собранный компромат передал Владимиру Лескову. После этого Кремер и покинул "Олимпию".

(К тексту статьи прилагалось фото счета, выставленного Кремеру.)

Дело "Олимпии": убийства в Юрмале и Пурвциемсе

Обвинение выдвинуло такую версию в связи с этим займом: в 1993 году крестьянское хозяйство ZIlItes получило в банке "Олимпия" кредит 500 тыс. долларов. Эти деньги были похищены. Половина этой суммы была перечислена на счет фирмы "СОП" (директором ее был некто Олег К.) и попала в итоге к Вячеславу Гойло (известному также как Аферист). Остальные 250 тысяч поступили в банк на счет фирмы "КС". Оттуда их снял бывший сотрудник КГБ Борис Карпичков, и далее след денег теряется.

Обвинение также сочло, что бизнес–план, представленный при его получении кредита, был явной фальшивкой. Ибо никто из обвиняемых и не собирался развивать сельское хозяйство страны. В общем, преступный умысел налицо. Однако фигуранты дела все отрицали.

Отметим также: этот полумиллионный кредит был отнюдь не единственной порцией денег из G–24, которые ушли через "Олимпию". Однако из–за гибели ключевых фигур многое так и осталось непроясненным.

По экс–председателю правления банка "Олимпия" Льву Кремеру дело было закрыто еще в конце 90–х "за невозможностью найти дополнительные доказательства". Обвинение ему отводило роль свидетеля, но, увы, Л. Кремер был убит в 2000 году.

Это произошло в Юрмале в воскресенье, 30 апреля, 2000 года. В 14.15 Лев Кремер ехал по юрмальской улице Ригас. В машине вместе с ним сидел его 4–летний ребенок. За полтораста метров до дзинтарского виадука джип–"мерседес" Кремера остановился либо притормозил (вероятно, в этом месте у Кремера была назначена встреча).

Тут из прилегающего к дороге леса выбежал неизвестный, явно поджидавший бизнесмена. Приблизившись к машине, он четыре раза выстрелил сквозь лобовое стекло "мерседеса" — по мнению полиции, из 9–мм пистолета. Выпустив в Кремера три пули, убийца сделал контрольный выстрел — в голову. После чего бросился обратно в лес. Ребенка, сидевшего рядом с отцом, киллер не тронул. Это убийство осталось нераскрытым.

Вячеслав Гойло (Аферист) в связи с дело "Олимпии" в 1999 году был выдан из США в Латвию по требованию латвийской прокуратуры. В мае 2000 года Гойло был освобожден из–под ареста под залог в 50 000 латов.

В феврале 2003 года Рижский окружной суд приговорил Гойло к трем годам семи месяцам и 25 дням тюремного заключения и освободил его в зале суда — с учетом времени, проведенного в досудебном заключении. Первоначально Гойло обвинялся в присвоении денег (по делу банка "Олимпия"), но суд переквалифицировал обвинение на "содействие в присвоении денег". Этот приговор он обжаловал, но вскоре был убит.

29 марта 2005 года в Риге с несколькими огнестрельными ранами он был найден на первом этаже подъезда жилой многоэтажки в Пувциемсе. Убийцы — их было двое — подкараулили его в подъезде дома по ул. Стирну, 48. Когда он вошел в дом, прозвучал выстрел. Гойло упал, и один из нападавших добил его еще тремя выстрелами с близкого расстояния. Это убийство также осталось нераскрытым.

Где же экс–чекист?

Борис Карпичков с конца 90–х находится в Англии. В Латвии на него выдан международный ордер. В Латвии против него было выдвинуто обвинение по ч. 4.ст. 144 Уголовного кодекса (УК) ЛР — присвоение имущества в крупных размерах, по ст.190 УК — подделка документов, а также по ч.1 ст. 218 УК — незаконное ношение оружия.

Около двух лет назад, в июне 2019–го, пресс–секретарь Генеральной прокуратуры Лаура Маевска подтвердила СМИ информацию о том, что в Великобританию снова был отправлен запрос на выдачу Карпичкова. Но о положительном результате не сообщалось.

Представитель прокуратуры также пояснила: Карпичков обвиняется в присвоении принадлежащих банку "Олимпия" 232 000 долларов США из средств выданного фирме "Компания Алда" кредита G–24. Эта фирма принадлежала Владимиру Лескову. Карпичков находится в розыске с 1996 года, когда он скрылся из–под домашнего ареста.

Судя по всему, у Б. Карпичкова все неплохо. Время от времени он выступает с разоблачениями в публичном пространстве. К примеру, в 2018–м он снова привлек к себе внимание — по–прежнему ругал российские спецслужбы.

И о кредитах G–24

В связи с нарушениями при использовании кредитов G–24 Генпрокуратура ЛР к середине нулевых возбудила уже примерно 15 уголовных дел, семь из которых были переданы в суд. Серьезным наказанием закончилось фактически одно — Н. Островский (индивидуальное предприятие И. Лейите) был приговорен к лишению свободы на семь лет (по амнистии срок был уменьшен до 3,5 лет).

Общий вывод: несмотря на массу условий, приоритетов и критериев, в числе получателей кредитов оказалось много фирм, так и не возвративших деньги. На престиже латвийского государства это, правда, никак не отразилось. У кредиторов G–24 деньги брала Латвия, и она же должна была расплачиваться по долгам. Это и произошло в начале нулевых — Латвия полностью рассчиталась за европейскую помощь 10–летней давности. Из взятых по линии G–24 73,4 млн долларов Латвии — а точнее, ее налогоплательщикам, пришлось вернуть 18,9 млн долларов вместо обанкротившихся банков–гарантов и их неплатежеспособных клиентов.

Марина МИХАЙЛОВА.

Подписывайтесь на Телеграм-канал BB.LV! Заглядывайте на страницу BB.LV на Facebook! И читайте главные новости о Латвии и мире!
Комментарии (3)


Статьи по теме

ЧП и криминал Проверили больше ста, нашли одного: в Риге ловят юных наркоманов

Полиция провела рейды в окрестностях Центрального вокзала и в Кенгарагсе. В ходе рейдов были обнаружены наркотики, а также сигареты без марок — видимо, контрабандные. Выявлены были и другие нарушения.

ЧП и криминал Дело Rail Baltic: виноватой хотят сделать экс-премьера Лаймдоту Страуюму?

Новую идею в процессе поиска виновных в скандале с Rail Baltic подкинуло Министерство сообщения.

ЧП и криминал Стали известны причины трагической аварии в Тукумсском крае

Скорее всего, превышение разрешенной скорости движения и техническое состояние автомобиля стали двумя основными причинами трагической аварии в субботу, 6 июля.

ЧП и криминал В авариях пострадали 14 человек

В воскресенье в стране зарегистрировано 72 дорожно-транспортных происшествия, в авариях пострадали 14 человек, сообщили агентству ЛЕТА в Государственной полиции.

Читайте еще

Наша Латвия Латвийских должников освободят из «ипотечного рабства»

Бюджетная комиссия Сейма в окончательном чтении поддержала изменения в законах, упрощающие перекредитацию ипотеки. Завтра, 15 февраля Сейм в ускоренном порядке собирается окончательно принять эти изменения, что существенно удешевит процедуру смены банка. И изрядно сэкономить.

Бизнес Экономисты Банка Латвии пояснили, кому выгодно рефинансирование кредитов

По расчетам Банка Латвии, теоретически рефинансирование кредитов было бы финансово примерно для трети всех ипотечных кредитов, пишут экономисты Банка Латвии Карлис Вилертс, Константин Беньковский и Артурс Янис Никитин на сайте "Makroekonomika.lv".

Политика Латвийским банкирам предложили расстаться с деньгами добровольно

В среду депутаты комиссии Сейма по бюджету и финансам отправлялись на заседание в предвкушении исторического решения — комиссия должна была завершить работу над поправками в Закон о защите прав потребителей, призванных заставить банки компенсировать ипотечным заемщикам возросшие процентные платежи.

Наша Латвия Ради велосипедистов Рига возьмет в долг миллионы евро

Столица решила взять кредит 25,6 млн евро с рассрочкой уплаты на 20 лет и отложенным первым платежом до трех лет на строительство велодорожек в соседние края.