2 мая Конституционный суд (КС, суд Сатверсме) снова принял решение в пользу «земельных баронов» – 4-процентный потолок арендной платы за землю в делах о долевой собственности был отменен.
КС постановил, что указанная в законе плата за пользование землей не соответствует гарантированному Конституцией праву собственности и принципу защиты законных ожиданий.
В Латвии в принудительной долевой собственности находится более 3600 многоквартирных домов, состоящих из почти 111 000 квартир. Проблема принудительной долевой собственности существует в Латвии уже более 25 лет, когда во многих случаях земля под зданиями принадлежит другим владельцам.
КС ранее уже выносил подобное решение в пользу «земельных баронов» – был отменен аналогичный 3% потолок. После этого, в сентябре 2021 года Сейм принял реформу принудительной аренды, предусматривающую, что плата за землепользование составляет до 4% от кадастровой стоимости земельного участка.
«Не соответствует праву собственности»
КС возбудил 9 дел по заявлениям нескольких лиц, которые были объединены в одно дело.
Если без юридизмов, а сугубо о деньгах, которые «состригают» с жильцов, то суть иска: «бароны» оспаривали норму, которая предусматривает, что собственник строения должен заплатить землевладельцу за право пользования землей – «4% от кадастровой стоимости земли в год, но не менее 50 евро в год».
При этом сбор – 4% от кадастровой стоимости земельного участка – состоит из двух составляющих, один в размере 1,5% от кадастровой стоимости составляет земельный налог, а 2,5% – это часть, которая является вознаграждением или доходом от имущества.
Данное положение о плате за пользование землей было признано судом не соответствующим Конституции, поскольку при определении этого сбора и включенного в него вознаграждения собственнику земельного участка в размере 2,5% от кадастровой стоимости земельного участка, находящегося в пользовании, «законодатель не обосновал, что были учтены расходы, уменьшающие доходы землевладельца от переданного в пользование земельного участка», – сообщил вчера КС.
В общем, как решил КС, права землевладельцев были ограничены.