Заочная дискуссия на эту тему, случилась на страницах Latvijas Avīze. В ходе ее некто Улдис Витиньш оппонирует «живому классику» композитору Иманту Калниньшу и высказанному им в интервью газете 10 марта восторженному мнению о Ленине.
Быть может, у Калниньша, в то время, как он был депутатом Сейма и переводил Коран, не было времени почитать историю Латвии и настоящую биографию Ленина. Из чегь следует, что сам он настоящую биографию вождя октябрьской революции читал.
По его убеждению, Ленини и его учение обещали одно, но делали другое — врали. Обещали свободу все народам, этому поверили и латышские стрелки.
Но на самом деле он использовал доверие стрелков, подавил все народы Российской империи и сохранял империю, не позволяя, по словам Калниньша, «разорвать ее на куски”. Кроме Латвии, Литвы и Эстонии, которые, вопреки Ленину, действительно получили свободу.
Правительство Ленина вынуждено было заключить мирный договор с Латвией, так как латышские борцы за свободу с помощью эстонцев и поляков разбили красную армию и освободили территорию Латвии.
Никому не запрещается писать оратории о чем угодно, но их не поймут те миллионы невинных душ, чьи тела были убиты с одобрения Ленина. Если у кого-то феномен души – свободу – ограничивает Латвия, то он может еще найти место в Российской империи, пока та еще «не разорвана на куски», и пока там еще частично сохранились свободы советского времени, негодует Витиньш.
В примечании от редакции говорится, что речь идет от ответе Калниньша на вопрос о песне на слова Иманта Зиедониса, посвященной Ленину, которую хор пел на концерте праздника песни 1973 года.
Калниньш ответил: “Правительство Ленина было тем, кто заключил с Латвией мирный договор”. Оно признало независимое латвийское государство. Возможно, я должен гордиться, что по крайней мере один композитор посвятил этому человеку какое-то одобрительное слово, включив его в заключительную песню...
Ленин — выдающаяся политическая фигура в истории своего времени. В большом временном измерении он – человек, который поддерживал Россию, не давая разорвать ее на куски. Если бы я этого не признал, я бы был лицемером. Самое важное - не лгать себе.
В тот момент, когда начну лгать самому себе, я стану лгать и другим людям. То, что говорит о моих взглядах сегодняшняя политическая конъюнктура, мне абсолютно не важно».
Не так давно газета писала о первом командующем красной армией, сыне латышского батрака Юкуме Вациетисе. В своих воспоминаниях он настаивал, что для латышей единственным шансом на независимость своей земли во время революции было стать на сторону большевиков и Ленина.