Выше среднеевропейского показателя
Евростат на днях опубликовал последнюю статистику по европейской бедности за 2023 год.
«В 2023 году 94,6 млн человек в ЕС (21% населения) подвергались риску бедности или социальной изоляции, т.е. проживали в домохозяйствах, испытывающих по крайней мере один из трех соответствующих рисков: риск бедности, тяжелые материальные и социальные лишения и/или проживание в домохозяйстве с очень низкой интенсивностью труда», – сообщает Евростат.
Под низкой интенсивностью труда в Брюсселе подразумевают семьи безработных или людей, которые перебиваются случайной работой.
Показатель бедности в 2023 году незначительно снизился по сравнению с 2022 годом. Тогда в Европе было 95,3 млн бедных, или 22% населения.
Латвия на европейском фоне хоть и не самая худшая, но все равно смотрится неважно – 25,6% материально необеспеченных. Больше бедных только в Румынии (32%), Болгарии (30%), Испании (26,5%) и Греции (26,1%).
Выше среднеевропейского показателя бедность также в Литве (24,3%), Эстонии (24,2%) и Италии (22,8%).
Такая разная бедность
Меньше всего бедных в Чехии (12%), Словении (14%), Финляндии и Польше (по 16%). Это, впрочем, не значит, что это самые богатые страны Евросоюза. Но сначала определимся, что такое бедность по европейским понятиям.
Как мы можем догадаться, быть бедным в ЕС это вовсе не то же самое, что быть бедным в Индии или, скажем, в Бразилии.
Евросоюз выявляет малоимущих путем опроса по девяти пунктам: способность справиться с неожиданными затратами; ежегодный отпуск в течение недели вне дома; способность погасить задолженности (по ипотеке, аренде, коммунальным услугам, платежам за покупки); возможность потреблять еду с мясом, курицей, рыбой или вегетарианским эквивалентом раз в два дня; возможность поддержания дома в тепле; наличие стиральной машины; наличие цветного телевизора; наличие телефона; наличие легкового автомобиля.
Семья считается бедной, если по четырем из девяти вышеуказанных пунктов ответ был отрицательный.
Устаревший подход
У пытливого читателя может возникнуть вопрос: не иметь автомобиля – это бедность? Сейчас многие люди, особенно живущие в центре города, предпочитают не покупать машины, пользуясь каршерингом – прокатными авто, которые заказываются и оплачиваются в интернете. Они все бедняки?
А телевизор? Многие давным-давно не имеют в домах телевизоров, так как все программы и фильмы гораздо удобнее смотреть в интернете, на своих компьютерах. Хочется все смотреть на большом экране? Покупается больших размеров монитор.
Нынче скорее отсутствие компьютера говорит о бедности, а наличие телевизора, наоборот, – о том, что в семье что-то не в порядке.
Но это, конечно, относительно. Кое-кто предпочитает телевизор в силу привычки или отсутствия навыков обращения с компьютером.
Но в любом случае ясно, что параметры бедности от Евростата явно устарели. Их составляли, наверное, где-то в 1970-х годах и с тех пор не пересматривали. Впрочем, как мы знаем, колесо европейской бюрократии крутится очень медленно. Когда оно еще доберется до малоимущих.
Одна интересная особенность
Но что Евростат выявил точно, так это одну интересную особенность латвийской бедности. Семьи без детей у нас живут хуже, чем с детьми. Хотя в целом по Европе картина обратная. На детей уходит много денег, соответственно, и семья с отпрысками вынуждена считаться с лишениями, если родители недостаточно хорошо зарабатывают.
«Более одной пятой (22,4%) людей, живущих в домохозяйствах с детьми-иждивенцами в ЕС, подвергались риску бедности или социальной изоляции, что выше, чем соответствующая доля среди домохозяйств без детей-иждивенцев (20,4%). Тем не менее эти показатели значительно различались в разных странах-членах ЕС. Для людей, живущих в домохозяйствах с детьми-иждивенцами, этот показатель варьировался от 34,2% в Румынии, 30,7% в Испании и 30,3% в Болгарии до 12,4% в Чехии, 12,1% в Финляндии и 9,6% в Словении. Для тех, кто живет в домохозяйствах без детей-иждивенцев, показатели варьировались от 32,6% в Латвии, 31,6% в Эстонии, 29,7% в Болгарии до 14,9% в Люксембурге, 13,5% в Словакии и 11,5% в Чехии», – информирует Евростат.
Получается, что латвийские семьи без проживающих с ними детей – самые бедные во всем Евросоюзе. Почти столь же велика и доля бедных бездетных семей в Эстонии.
Евростат не объясняет причины неблагополучия таких семей в Латвии, но мы можем легко догадаться – большинство этих семей, конечно, состоит из пенсионеров. Их доходы у нас традиционно невелики, в то время как в семьях с детьми родители, как правило, работают, а также получают различные детские пособия, которые в последнее время в Латвии существенно увеличили.
Кроме того, риск бедности или социальной изоляции в ЕС выше для женщин, чем для мужчин (22,4% по сравнению с 20,3%).
Что касается возраста, то самый высокий риск бедности или социальной изоляции в ЕС зафиксирован среди молодых людей в возрасте 18–24 лет (26,1%), в то время как самый низкий риск отмечен среди взрослых в возрасте 25–49 лет (19,7%). При этом риск бедности или социальной изоляции составил 19,8% для людей в возрасте 65 лет и старше и 20,9% среди населения в возрасте 50–64 лет. Самая молодая возрастная группа, лица в возрасте до 18 лет, также имела относительно высокий риск оказаться в бедности и никому не нужным (24,8%).
Небольшое улучшение
Хорошая новость в том, что годом ранее, в 2022-м, бедных в Латвии было немного больше, чем в 2023-м. Тогда Латвия тоже находилась на пятом месте в ЕС по доле населения, подверженного риску бедности или социальной изоляции. Но доля таких людей была больше – 26,1%.
Хуже, чем в Латвии, дела обстояли в 2022 году, как и в 2023-м, в Румынии (34,4% бедных), Болгарии (31,7%), Греции (28,3%) и в Испании, где бедных и социально незащищенных насчитали 27,8%.