Демократия – вещь довольно эфемерная. Но и ее уровень, оказывается, можно замерить. Если верить экспертам, в Латвии за минувший год народовластия стало немножко больше. Но в целом в мире – меньше.
Между Малайзией и Бельгией
В составленном британским политико-экономическим изданием The Economist ежегодном Индексе демократии стран мира Латвия заняла 38-е место среди 165 государств. ЛР набрала 7,31 балла, что поставило ее чуть выше Малайзии (7,24 балла) и Литвы (7,18), но чуть ниже Бельгии (7,51) и Кипра (7,43).
В Индексе демократии стран мира по итогам 2021 года Литва заняла 40-е место с 7,18 балла из 10 возможных. Эстония – на 27-м месте с 7,84 балла.
Латвия получила высокую оценку за избирательный процесс и плюрализм (9,58 балла) и гражданские свободы (8,53). Низко эксперты оценили функционирование власти (6,07), политическое участие (6,11) и политическую культуру в Латвии (6,25).
Для сравнения – избирательный процесс и плюрализм в Литве в Индексе набрали 9,58 балла, функционирование власти – 7,86 балла, политическое участие – 6,67 балла, политическая культура – 6,88 балла, гражданские свободы – 8,24 балла.
Самую высокую оценку качество демократии получило в Норвегии (9,75 балла), Новой Зеландии (9,37 балла) и Финляндии (9,27 балла), а самое последнее место, 167-е – занимает Афганистан.
Несовершенная, но всё же
Как и ранее, так и в 2021 году, Латвия, а также остальные страны Балтии отнесены в этом индексе к категории «несовершенных демократий».
К этой группе относятся страны, выборы в которых являются свободными и честными и где уважаются основные гражданские свободы. Однако в таких странах могут иметь место нарушения свободы средств массовой информации, слаборазвитая политическая культура, низкий уровень участия в политике и проблемы в функционировании системы управления. Довольно точное описание нашей страны, не так ли?
Если бы Латвия дотянула до 8 баллов, то была бы отнесена к «полноценной демократии». Это государства, где гражданские свободы и основные политические свободы не только уважаются, но и подкрепляются политической культурой, способствующей процветанию демократических принципов. Эти страны имеют действующую систему правительственных сдержек и противовесов, независимую судебную систему, решения которой выполняются, правительства, которые функционируют надлежащим образом, и разнообразные и независимые средства массовой информации. Увы, таких государств в мире немного – только 21. В них проживает лишь 6,4% мирового населения. В несовершенных демократиях (53 страны) проживает 39,3% населения планеты.
Если латвийская демократия начнет деградировать и скатится ниже 6 баллов, то станет «гибридным режимом».
Это государства, в которых в ходе выборов имеют место определенные нарушения, регулярно препятствующие их справедливому и свободному проведению. У этих стран обычно есть правительства, которые оказывают давление на политических оппонентов, несамостоятельные судебные органы, широко распространенную коррупцию, притеснения и давление на средства массовой информации, недействующее верховенство права и более выраженные недостатки, чем у несовершенных демократий в сферах слаборазвитой политической культуры, низкого уровня участия в политике и проблем в функционировании управления. Гибридные режимы – это 34 страны и 17,2% мирового населения.
Диктатура наступает
Кстати, многие страны бывшего СССР экспертами названы именно «гибридами». Кроме стран Балтии лишь Молдова оказалась в группе «несовершенных демократий».
Дно политического устройства – авторитарные режимы – меньше 4 баллов. Это страны, где политический плюрализм исчез или крайне ограничен. Эти страны часто являются абсолютными монархиями или диктатурами, могут иметь некоторые традиционные демократические институты, но со скудным значением. Нарушения и злоупотребления гражданскими свободами являются обычным явлением, выборы (если они происходят) не являются справедливыми и свободными, средства массовой информации часто принадлежат государству или контролируются группами, связанными с правящим режимом, судебная власть не является независимой, и существует вездесущая цензура и подавление правительственной критики.
Печально, но таких стран в мире большинство – 59. В них проживает 37,1% населения планеты. Из стран бывшего СССР данный Индекс относит к таким государствам Киргизию (3,62 балла), Россию (3,24), Казахстан (3,08), Азербайджан (2,68), Беларусь (2,41), Узбекистан (2,12), Таджикистан (1,74) и Туркменистан (1,66).
Мы их теряем
Как видим, демократии в мире в меньшинстве, их надо холить и лелеять, но увы, борьба с пандемией ударила по ним сильнее, чем по авторитарным странам. Там и так никаких свобод не было, COVID-19 ничего особо не изменил. А вот там, где народовластие имелось, его стало меньше.
«Пандемия привела к беспрецедентному уменьшению гражданских свобод среди развитых демократий путем навязывания локдаунов и ограничений на передвижение, введения «зеленых паспортов», требующих доказательства вакцинации против COVID-19 для участия в общественной жизни. Это привело к нормализации чрезвычайных ситуаций, которые, как правило, остаются в законах и приучают граждан к огромному расширению государственной власти на большие сферы общественной и личной жизни», – указывают исследователи.
В Латвии все эти процессы тоже имели место быть со всеми вышеуказанными последствиями.
Забавно, однако, что в нашей стране самыми ярыми борцами против гражданских свобод оказались либерально настроенные люди и организации. Как так получилось, не совсем понятно.
Исследований на данный счет нет. Люди консервативных взглядов как раз наоборот, выступали против ограничений.
Помните, например, как записные либералы набрасывались на любого, кто осмеливался хотя бы заикнуться о том, что вирус SARS-CoV-2 может иметь лабораторное происхождение? Сегодня это главная версия происхождения COVID-19, и в этом нет ничего удивительного. Элементарная логика еще два года назад указывала именно на «лабораторную версию». Сейчас, впрочем, эта тема мировую и латвийскую общественность уже почему-то не интересует. А жаль. Все-таки хотелось бы узнать, кто и как поставил мир на уши и держал его в таком положении два года подряд, не говоря уже о сотнях тысяч жертв этой болезни.
Свобода лучше несвободы
В общем, как мы видим, демократия, в которой мы живем (пусть она в Латвии и далека от идеала), это не данность. При определенных обстоятельствах ее можно лишиться очень быстро.
В Латвии распространено мнение, что не важно, при каком строе живет народ, лишь бы он был счастлив. В этом, конечно, есть доля здравого смысла. Но история человечества нам все-таки подсказывает, что при демократии люди счастливей. Во всяком случае для Европы это точно так.