Декларация правительства Артурса Кришьяниса Кариньша, принятая в 2019 году, звучала красиво.
"Наша общая цель есть здоровое, хорошо образованное, обеспеченное и сплоченное общество, — значилось в разделе "Латвийские люди". — Сильная национальная идентичность и чувство принадлежности государству, латышский язык и культура есть гарант существования и безопасности Латвии как национального государства". Однако в последующих 13 демографических статьях Декларации — с 95–й по 108–ю — не указывалось ни одной контрольной цифры. Что ж — это своего рода государственная мудрость, ибо по факту нынешняя власть отбросила ЛР по численности населения на… 100 лет!
Как до Второй мировой
По предварительной оценке Центрального статистического управления, на конец I квартала в Латвии проживало 1 миллион 870 тысяч человек, что меньше на 29%, чем в начале независимости, когда республика обладала абсолютным максимумом населения — 2,7 миллиона. Но при этом численность населения ЛР даже ниже, чем в послевоенном 1950 году — 1,9 миллиона. По сути, мы сейчас где–то на уровне середины 20–х годов XX столетия — между 1,6 миллиона в 1920 и 1,9 миллиона 1930 года.
Шоком для демографической ситуации в ЛР стала пандемия коронавируса — в результате в 2021 году количество умерших составило 34 142 человека, что являлось наибольшим показателем подобного рода за последние 20 лет и вдвое превышало количество появившихся на свет латвийцев. Особенно горьким выглядит прошлогодний мартиролог на фоне тенденции 2005–2019 гг., когда количество умерших постоянно сокращалось…
Если же говорить о рождаемости после независимости, то после небольшого роста в 2006–2007 гг. и еще крохотной "горки" в 2014–2016 наступило однозначное ее сокращение. Так или иначе, с года официального восстановления независимости — 1990 — естественный прирост в Латвии является негативным. С этого времени суммарный коэффициент рождаемости в республике уменьшился с 2,2 до 1,6 ребенка на женщину, что существенно ниже необходимой для сохранения численности жителей пары детей. В этом отношении Латвия идет в русле вымирающего Евросоюза — средний коэффициент рождаемости в 27 странах ЕС в 2019 году составил 1,53 ребенка, причем наибольшим он был во Франции — 1,9, а минимальным на Мальте — 1,1.
Многодетная метрополия и вымирающая провинция
Тем не менее даже в ковидном 2020 году ряд европейских государств обеспечили прирост населения — Франция, Ирландия, Швеция, Дания, Кипр, Люксембург… Увы, Латвии в их числе нет.
Статистическое ведомство ЛР составило также демографическую карту, свидетельствующую, что кое–где в республике прирост все же имеет место. Это — процветающие пририжские самоуправления, места поселения молодых и зажиточных. Есть места, где рост числа жителей — 8,6 на 1000. Если же говорить о провинции, то она закрашена безнадежно черным цветом убыли, вплоть до –22,6 человек на 1000. Причем вымирание идет как в Латгалии, так и в Курземе! Средний же показатель по стране: минус 6 на тысячу.
Некоторое объяснение всему этому можно найти в изменении матримониальных обычаев в Латвии. В первый брак люди вступают уже тогда, когда их лишь с натяжкой можно признать молодыми: для мужчин возраст женитьбы сместился на 30–34 года, для женщин на 25–29. Более трех десятилетий тому назад мамочки в это время уже давали жизнь второму, а то и третьему ребенку, что сопровождалось практикой широких социальных льгот. К сожалению, сегодняшние правители Латвии способствуют деторождению только в декларациях…