Положительное сальдо
Латвийское Центральное статистическое управление (ЦСУ) подвело демографические итоги 2023 года. Большинство СМИ, конечно, поставили акцент на том, что население страны опять уменьшилось.
В начале этого года в Латвии проживало 1,872 млн жителей, что на 0,6%, или 11,1 тыс. человек, меньше, чем годом ранее.
Но нас привлек другой факт: в 2023 году население Латвии сократилось на 0,7% из-за отрицательного естественного прироста, но увеличилось на 0,1% за счет миграции. Таким образом, в Латвии второй год подряд наблюдается положительное миграционное сальдо (уехавших меньше, чем приехавших).
Но если в 2022 году это произошло исключительно за счет прибытия в ЛР большого числа украинских беженцев, то в этом году даже без их учета уехавших из страны оказалось меньше, чем приехавших.
«Положительная разница в миграции возникла главным образом за счет 8,2 тыс. реэмигрантов и 4,4 тыс. украинских беженцев, которые учитываются в составе населения страны, предоставившей убежище. В начале этого года в Латвии проживало 25,7 тыс. украинских беженцев», – сообщает ЦСУ.
По данным ЦСУ, в 2023 году международная долгосрочная миграция увеличила население Латвии на 2415 человек, в том числе 2051 составили украинские беженцы. Число прибывших в Латвию в прошлом году сократилось вдвое по сравнению с рекордно высоким уровнем в 2022 году – до 18,7 тыс., включая 4353 украинских беженцев, в то время как в 2022 году положительная разница в миграции наблюдалась в основном за счет 23,5 тыс. украинских беженцев. Уменьшилось и число выехавших из Латвии: в 2023 году оно составило 16,3 тыс. человек, включая 2302 беженцев, что на 2,3% меньше, чем годом ранее.
Историческое событие
Впервые с 1990 года в Латвию приехало больше людей, чем уехало. Это, конечно, историческое событие, достойное того, чтобы его отметили хотя бы одной публикацией.
О чем говорит этот факт? Чтобы выяснить мотивы вернувшихся, конечно, надо бы провести среди них подробное анкетирование, чего в полной мере, конечно, никто делать не будет. Мы можем лишь догадываться о намерениях тех, кто засобирался домой.
Но нам кажется, что если причины отъезда были в основном экономические, то и причины возвращения должны быть из этой же серии. Уровень жизни в Латвии растет быстрее, чем в богатых странах ЕС, поэтому для многих в повестку дня заносится вопрос: если нет разницы, зачем мучиться на чужбине?
Нет, конечно, никаких особых мук в Великобритании или, скажем, Германии никто не испытывает, но человек интеллигентный и образованный, приехавший на чужбину в зрелом возрасте, неизбежно будет чувствовать себя там не очень уютно, гражданином второго сорта. Падение по социальной лестнице ему практически гарантировано. Директор школы неизбежно становится продавцом в магазине, журналист – таксистом, а менеджер рубит курам головы на птицефабрике.
Тот, кто попроще, без претензий, кто собирал в Латвии клубнику, а в Англии собирает шампиньоны, способен интегрироваться в новое общество легче и проще, ибо и претензий меньше, и статус не теряется по причине его отсутствия. Такие люди вряд ли возвращаются в ЛР. Учитывая, что в Западной Европе соцобеспечение значительно лучше, то и жизнь там проще для подобной категории населения.
Другая мотивация к реэмиграции, которую довольно часто упоминают, – это возвращение к корням. Те, у кого там родились дети, хотят вернуться в Латвию, чтобы отпрыски не стали англичанами или немцами, говорящими на родном языке с акцентом, а то и вовсе им не владеющими. Для кого-то этот момент очень важен, но вряд ли таких возвращенцев много.
Радость омрачена
Увы, радость от начала процесса возвращения уехавших омрачена печальной картиной низкой рождаемости. В прошлом году в Латвии родилось 14,49 тыс. детей, что на 1464 ребенка, или 9,2% меньше, чем в 2022 году, и на 2930, или 16,8%, меньше, чем в 2021 году. Рождаемость в Латвии снижается все быстрее и находится на самом низком уровне за последнее столетие.
В прошлом году умерло 28 031 человек, что на 2700, или 8,8%, меньше, чем в предыдущем году, и на 19% меньше по сравнению с 34 600 умершими в 2021 году. Благодаря снижению смертности в последние годы несколько снизился и отрицательный показатель естественного прироста – с 17,2 тыс. в 2021 году до 13,5 тыс. в прошлом году.
Но заметим, что смертность в Латвии все равно еще слишком высока по сравнению с другими странами ЕС. Здесь еще есть над чем работать, и эта работа со временем должна привести к улучшению демографических показателей.
В одной яме
Справедливости ради также надо сказать, что Латвия сейчас находится в демографической яме, в которую провалилась из-за резкого падания рождаемости в 1990-е годы. Но и большинство других стран мира, в том числе самые богатые, сейчас тоже показывает крайне низкую рождаемость.
По данным ООН, в 1990 году среднее число детей на одну женщину во всем мире составляло 3,2. К 2019 -м этот показатель снизился до 2,5. Ожидается, что к 2050 году он снизится до 2,2. Для естественного воспроизводства населения, то есть без учета миграции, на женщину должно приходится минимум 2,1 ребенка.
Возьмем, к примеру, Китай, который у нас ассоциируется с безудержным размножением. Но это давно не так. Уровень рождаемости в Китае упал драматически. В 2021 году в стране было зарегистрировано 7,6 новорожденных на 1000 человек по сравнению с 24,4 в 1990 году и 41,0 в 1950-м.
В 2021 году в США было зарегистрировано 11,1 новорожденных на 1000 человек по сравнению с 16,7 в 1990 году и 22,8 в 1950-м.
Рождаемость падает даже в бедных африканских странах. Так, в Нигерии в 2021 году было зарегистрировано 37,1 новорожденных на 1000 человек по сравнению с 43,8 в 1990 году и 45,6 в 1950-м.
Суть проблемы в нескольких словах. По мере роста благосостояния у женщин появляются куда более интересные занятия, чем деторождение. Повернуть процесс вспять, заставить население массово рожать по десятку детей нельзя никакими способами. Не работают и денежные пособия: в богатых странах ЕС с огромными детскими выплатами рождаемость ниже, чем в Латвии.
Пока Европа пополняет число жителей за счет мигрантов. Но как долго это может продолжаться?