Система гражданской обороны и управления стихийными бедствиями в Латвии находится в запущенном состоянии. К такому жесткому заключению Государственный контроль пришел после проверки. Нет ясности ни с виновными, ни с конкретными действиями в случае крупной аварии. Также нет четкого плана и резервов для обеспечения граждан товарами первой необходимости на случай национальной угрозы, передает TV3.
В Латвии не созданы предпосылки для того, как действовать в случае возможной катастрофы: такой вывод сделал Государственный контроль в ходе тщательной проверки.
Подобные бункерообразные постройки можно встретить во многих местах рижских дворов, особенно там, где в советское время жили представители номенклатуры. В советское время людей очень беспокоило, что делать в случае потенциальной ядерной войны или кризиса, но в Латвии с 1990-х годов этим пренебрегали.
В построенных в Латвии в советское время бункерах могут укрыться только 3% населения, но даже эти строения фактически непригодны для сегодняшних задач. В наивной надежде, что Россия перестанет быть настоящим военным агрессором, чиновники годами допускали приватизацию подземных сооружений — в них оборудованы склады, серверные, а другие подземные помещения, принадлежащие государству или муниципалитетам, просто запущены донельзя.
И это только вершина айсберга проблемы. Другой пример - у государства нет ни четкого плана, ни резервов для обеспечения граждан предметами первой необходимости на случай государственной угрозы. Государственный контроль пришел к выводу, что во всей системе гражданской обороны и управления катастрофами Латвии не ясны ни ответственные, ни действия в случае крупного бедствия.
«На бумаге система есть, а когда дело доходит до эксплуатации, возникает много вопросов о том, как это сделать, кто отвечает, за какие деньги мы это будем делать, и это точно не приемлемо! Мы бы хотели, чтобы система была подготовлена таким образом, чтобы ее можно было бы запустить и она работала, а потом, возможно, велись бы отдельные доработки, но так не может быть – кризис, и мы начинаем создавать систему антикризисного управления!», - заявила Кристине Яунземе, Член Совета государственного контроля.
Государственный контроль заключает, что реализованы только четыре из 15 предупредительных и подготовительных мероприятий, предусмотренных в Государственном плане гражданской обороны, связанных с обеспечением продовольствием, товарами первой необходимости и энергоресурсами.
В МВД поясняют, что в значительной степени система кризисного управления была изношена годами из-за недостаточного финансирования, но как кризис Covid-19, так и внезапный наплыв украинских беженцев в Латвию стали поводом для основательной доработки внутреннего сотрудничества учреждений. В ноябре запланированы учения госучреждений по действиям в кризисной ситуации.
«Эта «военная комната» или как мы ее называем - оперативный центр управления - эффективно работает в связи с украинцами, хотя и создана в связи с ковидом, это нормальное явление при любой угрозе, каждый должен заниматься своим делом, премьер-министр не обязан нести ответственность за предотвращение угроз, входящих в компетенцию министров», - указал Дмитрий Трофимов, Государственный секретарь Министерства внутренних дел
Чтобы улучшить систему управления катастрофами, необходимо следовать современной реальности. Так, например, действующий государственный курс не предусматривает реставрацию старых бункеров, но при строительстве общественных зданий обязательно создание укрытий внутри этих зданий.
«У нас нет гор, мы не будем строить убежища, как в Финляндии, у нас нет метро, первым делом нужно разобраться с имеющимися у нас ресурсами, отметив их. Работа Минэкономики ведется по разработке предложений по определению требований к зданиям 3 категории, если в будущем будет строиться новое здание, то в нем должна быть предусмотрена вместимость убежища», - отметил госсекретарь.
В долгосрочной перспективе все надежды на коренную перестройку системы антикризисного управления возлагаются на решения будущих правительств и выделение более щедрого финансирования на реализацию планов действий в случае стихийных бедствий.