Президент хочет, чтобы все законы «военного времени» успел принять уходящий в историю парламент.
С памятниками советской эпохи в стране уже практически покончили, скоро будет окончательно запрещен в публичном пространстве русский язык, а уже сегодня комиссия Сейма по образованию, науке и культуре продолжит рассмотрение законопроекта о переименовании улиц.
Накануне президент ЛР Эгилс Левитс выразил надежду, что данный законопроект, обязывающий самоуправления покончить с «неправильными» названиями улиц, бульваров и площадей, еще успеет принять 13-й Сейм. Отметим, что парламенту прошлого созыва осталось работать еще около двух недель.
«Наследие» консерваторов живет и побеждает?
Напомним, что, мягко говоря, сомнительный законопроект, запрещающий использование русского языка даже в частном бизнесе, был, простите, состряпан накануне выборов. Его авторами выступили, что очень симптоматично, представители партии «Консервативные» – в надежде все-таки улучшить свои результаты на выборах.
Также и законопроект «О переименовании улиц, связанных с тоталитарным коммунистическим режимом и русификацией» Минюст подготовил с подачи пока еще главы этого ведомства и лидера «Консервативных» Яниса Борданса. Ну, «Консервативным» это не помогло – они получили лишь 3 процента голосов избирателей и в новый Сейм не попали.
Однако их предвыборное «наследие» все еще может быть реализовано – и прежде всего речь идет о переименовании улиц.
Законопроект фактически обязывает местные власти не позднее чем в течение 6 месяцев после вступления документа в силу переименовать все «неправильные» улицы, список которых должен утвердить Кабинет министров. По существу данный законопроект очень напоминает уже принятый закон о сносе «неправильных» памятников – в том законе тоже Кабинету министров поручалось составить список объектов, подлежащих сносу.
Сотни улиц попадут «под раздачу»
Сразу следует заметить: если законопроект о переименовании улиц будет принят в его первоначальном виде, что наверняка, то нас ждет масштабная смена названий улиц, площадей, бульваров и парков! В списке может оказаться более 100 улиц и площадей в десятках самоуправлений!
Так, согласно законопроекту, «под раздачу» попадут улицы, названные как в честь деятелей КПСС и Компартии Латвии, так и тех, кто прославлял коммунистический режим и советскую власть. Разумеется, нельзя будет сохранить названия улиц, связанных и с деятельностью бывших чекистов, а также с министрами «народного правительства Аугуста Кирхенштейнса», образованного в 1940-м и последующих годах советской власти.
Законопроект приказывает «искоренить» память, увековеченную в названиях улиц, о бывших членах «Народного Сейма» (выборы в 1940 году), бывших офицеров советских войск, бывших советских судей и прокуроров, депутатов Верховного совета ЛССР и СССР…
Мы знаем, что вы делали до 40-го года
Не уцелеет память даже о тех деятелях, которые в советских органах власти не работали, но которые еще до 1940 года действовали на территории Латвии или за ее пределами в качестве представителей Коммунистического интернационала, а также в качестве штатных, нештатных и в иной форме работников советской разведки, органов госбезопасности СССР, Коммунистического интернационала или организаций, действовавших под прикрытием.
Правда, авторы закона «догадались», что в этом случае должны будут исчезнуть улицы, названные и в честь известнейших латышских писателей, поэтов, ученых, других деятелей культуры! Да, многие из них или верой и правдой служили оккупационному режиму, или «баловались» в молодости коммунистическими идеями. Поэтому законопроект позволяет в качестве исключения все-таки отдельных личностей «пожалеть» и улицы, названные в их честь, сохранить.
В законопроекте говорится, что исключением (из правил) может быть личность, которая своей деятельностью внесла чрезвычайно значимый вклад в латвийскую науку, искусство, культуру, образование или в хозяйственную деятельность, что Кабинет министров признает существенно более важным, нежели формальную работу в структурах советской власти.
Значит ли это, что могут «пощадить» улицы, названные в честь противоречивых персонажей Андрея Упитиса, Леона Паэгле или Линарда Лайцена?
«Не наш» режиссер
Зато едва ли «уцелеет» улица в Риге, названная в честь нашего земляка Сергея Эйзенштейна. Он внес вклад только в мировой кинематограф, а не в латвийский. Поэтому для него исключение вряд ли сделают и улицу переименуют по причине того, что Эйзенштейн, кроме всего прочего, снимал и «советские пропагандистские фильмы», был лауреатом Сталинской премии.
Нет никаких шансов «на спасение» и у улиц, названных в честь Пушкина, Тургенева, Лермонтова, Гоголя… Их переименуют по другой причине — как «последствие политики русификации», которая, как записано в аннотации к законопроекту, начала проводиться еще во времена Российской империи.
Особую активность в вопросе о переименовании улиц в последние месяцы проявляет «Центр публичной памяти», который рассылает руководителям самоуправлений письма-рекомендации о том, какие улицы необходимо срочно переименовать. Руководитель этого центра, доктор истории Карлис Кангерис был принят на днях президентом.
По итогам этой встречи Эгилс Левитс и заявил, что уходящий Сейм должен постараться принять этот законопроект.
И закон на прощание…
Рискнем предположить, что в итоге документ будет принят еще 13-м Сеймом. Да, с одной стороны, консерваторы и депутаты от «Для развития/За!» в новый Сейм не попали и должны были потерять интерес к такого рода политизированным законопроектам.
Но, с другой стороны, их однопартийцы работают в правящей коалиции ряда самоуправлений, включая Ригу. И они поддержат этот законопроект хотя бы потому, чтобы не подставлять своих коллег в местных органах власти, готовых показать неистовое рвение в деле «ликвидации последствий оккупации и русификации».
Интересно, неужели новый парламент не продолжит эту борьбу с прошлым? Правда, поскольку с улицами, памятниками и монументами будет покончено, то останется заняться… только людьми – разобраться с еще живыми советскими коллаборационистами!