Латвийские покупатели все чаще сталкиваются с инновационными продуктами на полках гастрономов — к примеру, «копченой колбасой», на две трети состоящей из «механически отделенного куриного мяса», а на прочую долю – из крахмала и пищевых добавок.
Эрзац — слово, появившееся в лексиконе блокадной Германии времен Первой Мировой, стал нашей повседневностью. Чем ответит главное ведомство страны, ответственное за хлеб наш насущный?
«Частично погасить прирост затрат на ресурсы и сырье»
Сегодня на Кабинете Министров Латвии, все еще работающем в старом составе — до утверждения нового правительства — рассматривают меры помощи животноводству в рамках присвоенной Европейским Союзом «чрезвычайной поддержки приспособления».
С февраля по июнь 2022 года три отрасли — свиноводство, птицеводство и садоводство Латвии получили дополнительное финансирование в размере 9 235 161 евро, из коих 5 000 000 составляла доля государства. На одно юридическое лицо полагалась выплата не более 840 тысяч евро. Служба поддержки села собрала заявок на 15,8 миллионов евро.
В список погашаемых расходов для хозяйств входили: дизтопливо, электроэнергия, топливо (газ, щепа, гранулы, дрова), минеральные удобрения, корма для животных.
По данным Минземледелия, в I квартале 2022 года фермеры были вынуждены работать на электричестве, которое вздорожало на 59% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года; во II квартале уже на 101%. Для отдельных хозяйств рост энергозатрат составил и вовсе 370%! Газ за год стал дороже в 3,23 раза. По части кормовой базы цены увеличились более чем наполовину. Сумма высчитывалась в размере 70% от удорожания с 2021 по 2022 годы.
Короткая очередь за деньгами
«Сельский хозяин, претендуя на поддержку, обязуется не прекращать работу в отрасли, в которой он требует поддержку, по меньшей мере 12 месяцев», - такое условие чиновники поставили животноводам.
Кроме того, чтобы получить деньги, например, свиноводу, он должен был зарегистрировать свое стадо в Центре сельскохозяйственных данных и ежемесячно предоставлять ему данные о «движении животных в прошлом месяце». То же требование распространялось на птицеводов.
Однако, как ни парадоксально, осталась существенная доля неосвоенных средств — всего потратили только 77,2% общей суммы и 57,9% государственной доли. Ведомство Каспарса Герхардса объясняет это тем, что «в отдельных случаях размер поддержки был снижен с связи с условиями... если был превышен лимит, или в других случаях».
Поэтому оставшиеся 2 102 718 евро Минземледелия попросту зачислило в счет программы «Расходы на осуществление проектов и мероприятий Европейского фонда гарантий сельского хозяйства», несмотря на то, что его временные рамки уже закончились в 2020 году!
Интересно, что будет, если получившие лишь частичную поддержку фермеры, со своей стороны, тоже не полностью выполнят обязательства — и прекратят работу, например, через полгода, объяснив это «обстоятельствами непреодолимой силы». Такой пункт, если что, тоже имеется в политических документах Минземледелия.
Закрыть рынок нелегальному скоту!
Тем временем, Продовольственно-ветеринарная служба констатировала, что, со снижением доходов населения, повысился спрос, и, соответственно, предложение, на мясо и мясные изделия, представляющие собой «продукты животного происхождения нелегального вида». К ним относят не только полученные в результате охоты, но также и из малых крестьянских хозяйств, не подотчетных контрольным инстанциям и ветеринарной экспертизе.
В связи с этим Минземледелия готовит контрмеры — разрешить работу «маломощным бойням», что позволит увеличить предложение сертифицированного мяса. В настоящее время в республике имеется всего 19 таких предприятий.
Между тем, если проанализировать данные Ежегодного сообщения о сельском хозяйстве, обширного документа Минземледелия на более чем 200 страницах, то можно заключить, что негативные явления в латвийской мясной отрасли начали нарастать еще задолго до нынешнего «военного» кризиса.
Так, с 2020 по 2021 год число хозяйств, выращивающих свиней, уменьшилось с 4322 до 2604 — на 40 процентов! И наибольшее падение зафиксировали как раз малые фермерские дворы, где содержалось до 10 животных.