Четыре месяца назад написал колонку "Почему российские журналисты не ходят в гости к местным коллегам". И как в воду глядел, ей–богу. Знаменитый насквозь оппозиционный Путину телеканал "Дождь", нашедший приют и защиту в демократической Латвии, закрыли — как угрозу безопасности Латвийской Республике.
Нет, я понимаю, что у столичных коллег другой размах, иные высоты, образование и столичные манеры. Но что стоило им поинтересоваться у латвийских русскоязычных журналистов, что у нас почем и почему.
Цитирую ту колонку: "Вроде бы, говорят, в Латвии осели уже сотни российских акул пера, снайперов камеры и виртуозов микрофона. Но ни разу ни один из них не выразил желания встретиться с туземной пишущей братией. Хотя бы из профессионального любопытства.
Все ж таки бросили семена на чужой почве. Какие тут нравы, обычаи, особенности отправления ремесла, статьи Уголовного кодекса, ужимки политиков, парадоксы демократии и, наконец, отношение официальной власти и идеологии к русским — местным и приезжим…
И только, кажется, российских коллег нравы аборигенов не волнуют. Конечно, может, это им просто неинтересно, для Москвы — мелкотемье. А может, общаясь с местными коллегами, большинство из которых по многим причинам критичны к власти, не хотят высовываться. А то их тут же вычислят, обзовут ватниками, запишут в прокремлевские темные силы и порвут вид на жительство на мелкие кусочки. И квартиры в Юрмале отымут".
Но не сложилось. Все равно обозвали и записали. Не знаем, как насчет гостей, самим водки не хватает. Но вот взять на работу местного редактора, а честнее сказать — штатного цензора, стоило бы. Тогда тот крамольный текст, который вызвал ярость и панику у местных официальных цензоров и дежурной интеллигенции, выглядел бы совсем по–иному. Типа" Ждем ваших сигналов о многочисленных нарушениях прав человека во время так называемой "частичной" мобилизации". Или "Пишите нам о случаях, когда после мобилизации ваших детей не обеспечили элементарными для выживания вещами — обмундированием, теплыми вещами, средствами гигиены".
Слово "комфорт" или "удобство" в данном контексте было не совсем уместно, ибо могло создаться впечатление, что вы участвуете в акции по посылке на передовую дизайнерских пуфиков и торшеров.
Хотя, конечно, и после самоцензуры полной гарантии никто не дал бы. Как сказал классик, "Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется".