В начале декабря группа друзей из Саласпилса разместила в социальной сети «Фейсбук» объявление с просьбой помочь украинским беженцам, что вызвало большой ажиотаж среди комментаторов и читателей. Местный семейный врач в комментариях назвала просьбу о помощи попрошайничеством и в резкой форме обратилась к автору поста, что другие участники группы сочли неприемлемым, сообщает передача «Bez tabu» (TV3).
В начале декабря в социальной сети «Фейсбук» было размещено объявление женщины, в котором она просила помочь двум украинским беженцам со строительными материалами, чтобы они могли сделать ремонт в комнате общежития, где поселились. Вскоре после публикации поста откликнулись жители, которые хотели помочь, но комментарии одной женщины в адрес автора поста вызвали недоумение у читателей. Она задавала вопросы: «Вы вообще кто такая?; «Gde vi živjote, i voobšče kto vi, čto miloti paprašaitje?»; «Не стыдно попрошайничать?»
Согласно общедоступной информации в интернете, автором комментариев является известный семейный врач Рита Залениеце, которая ежедневно принимает своих пациентов в Саласпилсском центре здоровья. На комментарии тут же отреагировали другие участники группы, осудив пренебрежительное отношение и нежелание врача помочь.
Команда «Без табу» отправилась в Саласпилс, но встретить упомянутого врача в рабочее время не удалось. Эдвин Билевич, заведующий медицинским центром, признал, что журналисты - не первые, от кого он слышал об общении Риты Залениеце в интернете. Представляя позицию всего учреждения, он подчеркнул, что дистанцируется от утверждений врача о, например, попрошайничестве. Сотрудники центра приняли в свою команду врача из Украины, а также ежедневно помогают беженцам, нуждающимся в медицинской помощи. Билевич ничего не может поделать с врачом, потому что Центр здоровья лишь сдает в аренду помещения для врачебной практики, а договор с врачом заключила Национальная служба здоровья. У них же надо справшивать, почему врача нет на работе в приемное время.
В Национальной службе здравоохранения указали, что попросили врача объяснить отсутствие в рабочее время, но комментировать этические вопросы общения в интернет-среде они не могут. С этим посоветовали обращаться, например, в Латвийскую ассоциацию семейных врачей. Там от комментариев отказались, заявляя, что сначала долджны получить объяснения самого врача. «Без табу» удалось первыми связаться с Ритой Залениеце.
«Мой комментарий не был связан с какой-либо моей профессиональной деятельностью. Я житель Латвии, плачу налоги государству, и, кроме того, очень высокие налоги. Вы думаете, еще кто-то платит такие высокие налоги? И я имею право высказать свое мнение. Если мне это запрещено, ну, это уже судебный процесс», - пояснила свою позицию семейный врач.
После многочисленных звонков, электронных писем и направлений из одного учреждения в другое Bez Tabu удалось получить и комментарий Латвийской ассоциации врачей.
«Ассоциация, конечно, выражает определенное сочувствие и сожаление, что такое общение попадает в СМИ, социальные сети и каналы коммуникации. И, конечно же, медицинская профессия и каждый врач оцениваются обществом гораздо строже. Врач, как в своей повседневной работе, так и вне ее, должен соблюдать самые высокие этические нормы по отношению к обществу, своему поведению и тому подобному», - указал председатель комиссии по этике Латвийской ассоциации врачей Вилнис Лиетувиетис.
По его словам, Ассоциация врачей с большим сочувствием относится к украинским беженцам и на данный момент выдала 113 разрешений украинским врачам и стоматологам на практику в Латвии. Об оскорбительном, неуважительном общении в интернет-среде или других нарушениях этики медицинскими работниками предлагается сообщать в комиссию по этике Латвийской ассоциации врачей, написав заявление. Лиетувиетис пояснил, что комиссия его примет, оценит и сделает вывод — были ли соблюдены или нарушены этические нормы.
Выснилось, еще в прошлом году в Инспекцию здравоохранения поступали жалобы пациентов на недоступность семейного врача в приемное время. Представитель инспекции Ивета Балоде пояснила, что 15 декабря сотрудники инспекции пришли проверить практику семейного врача, но обнаружили, что врача во время приема не было на рабочем месте. Удалось связаться только с медсестрой. Начата углубленная проверка и готовится письмо в Национальную службу здравоохранения с предложением пересмотреть договорные отношения с упомянутым семейным врачом.