Угроза для Латвии и других стран НАТО и ЕС с территории Белоруссии продолжит возрастать, говорится в годовом отчете Бюро по защите Сатверсме (БЗС).
Война России против Украины в прошлом году обозначила возрастающее влияние России в белорусской политике, военной сфере, экономике, информационном пространстве и государственном управлении. Хотя части белорусской армии не принимают непосредственного участия в войне России против Украины, Белоруссия предоставляет логистическую, медицинскую и техническую поддержку российской армии и поэтому несет солидарную ответственность за российскую агрессию в Украине.
В настоящее время российская армия использует территорию Белоруссии как свою территорию, что соответственно увеличивает угрозу для соседних с ней стран, в том числе для Латвии.
Вторжение в Украину подтвердило, что Белоруссия уже не самостоятельно решает вопросы своей политики безопасности, а действует в соответствии с инструкциями России. По данным БЗС, режим нелегитимного президента Белоруссии Александра Лукашенко не был проинформирован о готовящейся войне и узнал о ней только 24 февраля 2022 года.
Под прикрытием войны Россия усилила свое военное присутствие и влияние в Белоруссии, имея там полную свободу передвижения вооруженных сил.
С созданием регионального территориального подразделения в октябре 2022 года Россия добилась постоянного присутствия своих сил в Белоруссии, чему Белоруссия ранее долго сопротивлялась. Белорусские инструкторы занимаются подготовкой на своей территории российских мобилизованных солдат для войны в Украине, так как в самой России инструкторов уже не хватает.
Также белорусская военная техника и боеприпасы регулярно поставляются для нужд российской армии, при этом на территории Белоруссии все чаще размещаются российские противовоздушные и ракетные комплексы.
Однако, несмотря на усиливающееся давление со стороны России, Лукашенко с начала войны избегал прямого участия белорусской армии в боевых действиях на территории Украины.
Основной причиной действий Лукашенко является опасение возможного общественного недовольства и дестабилизации политической ситуации, что может привести к падению его режима. Очень вероятно, что этого хочет избежать и Россия, которой не нужна очередная проблемная ситуация на границе, считает БЗС.
Однако возможности Лукашенко для маневра ограничены - в случае необходимости у России есть все инструменты, чтобы заставить белорусские вооруженные силы вступить в войну, несмотря на возможные внутриполитические последствия для Белоруссии.
Хотя протесты против режима значительно уменьшились с 2020 года, недовольство политической ситуацией в Белоруссии оставалось высоким и в 2022 году. При этом несмотря на общественное недовольство Лукашенко в целом удалось восстановить контроль над внутренней политикой Белоруссии.
Вероятность новых волн протестов в настоящее время невелика, а политическая оппозиция, представители которой находятся в заключении или покинули страну, не угрожает стабильности режима Лукашенко.
Добиться этого Лукашенко в основном удалось за счет репрессий, которые в прошлом году продолжали усиливаться. В 2022 году количество политзаключенных в Белоруссии уже превысило 1447 человек. Например, в конце октября было задержано более 45 сотрудников Академии наук. Большинство из них были освобождены после допроса и проверки содержимого мобильных телефонов, некоторые были приговорены к тюремному заключению. В конце года репрессиям подверглись и крупнейшие белорусские предприятия и организации.
В 2022 году Лукашенко продолжал уничтожать любую активность гражданского общества в Белоруссии. На конец ноября 2022 года в Белоруссии прекратили свою деятельность 1102 общественные организации, из них 699 находились в процессе принудительной ликвидации, а 403 приняли решение о закрытии самостоятельно.
Одним из основных факторов, позволяющих Лукашенко удерживать власть, является финансовая и экономическая помощь, оказываемая Россией.
В 2022 году Россия во многом продолжала содержать Белоруссию, предоставляя ей кредиты и относительно дешевые энергоресурсы.
Поддержка Белоруссией российского вторжения в Украину еще больше изолировала страну от остального мира, оставив Россию практически единственным гарантом выживания режима Лукашенко.